Презентация в стиле дзен

Советы школьнику: как сделать презентацию

Очень важно, чтобы и школьник, и студент, и опытный специалист умели доносить свои идеи до окружающих. Особенно в XXI веке, когда все настолько перегружены информацией, что могут просто не обратить внимания на чужие гениальные мысли.

Не зря от учащихся все чаще требуют ярких презентаций. Известный кинорежиссер Джордж Лукас считает, что обучение навыкам мультимедийной грамотности должно стать неотъемлемой частью школьной программы. Он уверен: это должно преподаваться на регулярной основе, так как ученикам необходимо знать о возможностях практического применения графики, музыки, изобразительного искусства и языка — чтобы рассказать историю, продать идею, убедить, озадачить и так далее.

В 2012 году Мартин Скорсезе в интервью образовательному фонду Edutopia сказал, что сейчас люди — особенно молодые — должны понимать силу дизайна и визуальной коммуникации. «[Молодые люди] должны знать, как визуально выражать идеи и эмоции, — говорит он. — Мы должны обучать людей моложе нас использовать этот весьма мощный инструмент… потому что знаем, какое влияние может оказать изображение».

Итак, как же сделать отличную презентацию? Вот несколько советов из книги дизайнера Гарра Рейнольдса «Презентация в стиле дзен»:

Каким должен быть слайд

Простота — основополагающая заповедь всех видов дизайна. Большинство выступающих включают в свои слайды слишком много информации. В результате презентация получается сложной для восприятия. Поэтому важно быть осторожными и не переусложнять слайды, добавляя избыточные элементы, которые приносят больше вреда, чем пользы. Рамки, логотипы и украшения, безусловно, создают шум. Использование излишнего количества данных — больше, чем необходимо для пояснения вашей мысли — тоже создает шум.

Ваша цель в том, чтобы включить столько данных, сколько необходимо, но не больше. Успех в основном зависит от правильного решения о том, что оставить, а от чего избавиться, и это требует от вас умения ограничивать себя. Не стоит одним слайдом иллюстрировать сразу несколько мыслей. Одна кратко сформулированная мысль и одно изображение на весь экран — вот идеальный слайд. Если вам необходимо показать аудитории график, то тоже максимально упростите его, избавившись от всего несущественного.

Выбираем шрифт

Шрифт призван сделать наши слова ясными: аудитория не должна напрягаться, расшифровывая смысл. Всегда думайте, могут ли люди видеть и легко читать то, что написано на слайдах. Четкий, эффективный шрифт особенно важен, когда вы проводите презентацию в немаленьком помещении, где люди могут сидеть на разном, иногда довольно большом, расстоянии от экрана. Всегда ориентируйтесь на людей в последнем ряду.

Проблема большинства презентаций в том, что текст на них слишком маленький. Шрифт должен быть достаточно большим для легкого чтения и лучшего визуального воздействия. Слайды для презентации в больших аудиториях имеют много общего с рекламными плакатами и дорожными знаками. Делайте надписи большими и четкими. Нет оправданий тому, чтобы заставлять людей прищуриваться.

Зрителям тяжело одновременно слушать вас и читать. Поэтому следите, чтобы текста на слайде было не слишком много. Смело убирайте часть текста, без которой он не потеряет смысл. Люди пришли послушать, что вы говорите, а слайды призваны лишь подчеркнуть ваши тезисы; никто не пришел, чтобы почитать слайды или послушать, как вы их читаете.

Простота — ключ к эффективному применению текста в ваших презентациях. Основной принцип простоты — исключение неважного. Задайте себе несколько вопросов. Чисты ли линии шрифта, легко ли читать при выбранном размере? Не осложняют ли чтение другие элементы слайда? Не слишком ли много в надписи используется цветов (это тоже может добавлять мусор и визуальный шум)?

Мультимедиа и истории

Язык XXI века состоит не только из слов, но и из изображений. Слайды — это визуальное дополнение к вашей истории: они должны иллюстрировать рассказ, подтверждать ваши заявления и вызывать эмоции. Ну, а вы должны говорить. Качественные фотографии, иллюстрирующие ваш рассказ, подействуют на аудиторию значительно лучше, чем текст.

Сегодня человек должен бегло оперировать такими мультимедийными материалами, как аудиофайлы, картинки и видео, для обучения и передачи идей разной степени сложности. Мультимедиа — это богатый источник информации, воздействующий на зрителя напрямую. Мультимедиа помогает расширять и уточнять смысл нашего сообщения.

Изображения с высоким разрешением позволяют рассказывать целые истории в одном кадре. А это значит, что старые презентации в PowerPoint, наполненные списками и текстами, должны уйти и уступить место новому миру, где истории иллюстрируются яркими изображениями и звуками.

История, подкрепленная изображениями, кажется более конкретной и достоверной, и в нас рождается эмоциональный ответ. Когда вы в следующий раз будете готовить презентацию по значительной и сложной теме, например о какой-то социальной проблеме, постарайтесь подчеркнуть важность вопроса в общем, сконцентрировавшись на конкретном случае. Запоминающиеся изображения и хорошо написанный рассказ (часть которого можно даже включить в слайды) — вот залог успеха презентации, которого вам никогда не добиться только списками.

Эту книгу вы можете приобрести на сайте издательства


Партнёр: Издательство МИФ