Иллюстрированная энциклопедия для детей "Как это построено"
Издательство "Манн, Иванов и Фербер" представляет новую иллюстрированную книгу для детей "Как это построено"
О книге
Дэвид Маколи, автор мирового бестселлера «Как все устроено», обладает уникальной способностью пробуждать воображение читателей. В этой книге он помогает нам по-новому взглянуть на хорошо знакомые постройки — мосты, туннели, соборы, плотины, небоскребы. Маколи описывает весь путь создания выдающихся творений инженерной и архитектурной мысли, раскрывая перед нами дверь в интересный мир, знакомый лишь узкому кругу профессионалов.
Из книги
Как это построено: купола
Людей всегда восхищали здания с большими куполами. Они заставляют нас оторваться от земли и устремить свой взгляд ввысь — и вот мы завороженно замираем, с восхищением созерцая величественную красоту купола. Однако первые купола представляли собой простейшие каменные своды, и внутри их форма более или менее соответствовала внешним очертаниям. Со временем купола стали высотными ориентирами, и архитекторы прилагали усилия, чтобы возвысить их над окружением.
Строение купольных сводов усложнилось, а подкупольное пространство наполнилось конструктивными деталями. Тогда, стремясь сделать внутреннюю поверхность куполов более совершенной, архитекторы предложили возводить второй, обычно полусферический купол внутри первого. К началу XVIII века на свет появились конструкции, включавшие в себя уже три купольные оболочки.
В ХХ веке, с развитием новых технологий и появлением более прочных материалов, грандиозные купола стали украшать не только соборы, музеи, резиденции правителей, но и спортивные арены. Однако между современнымии старинными куполами есть, конечно, существенная разница. Знаменитые стадионы «Джорджия Доум» в США, канадский «СкайДоум», лондонский «Миллениум Доум» (все они безоговорочно причислены к чудесам инженерной мысли) — огромные сооружения. Они впечатляют, потрясают воображение своими размерами. Но способныли они вызывать трепет, как, скажем, соборСвятого Петра в Риме? Навряд ли.
Собор Святого Петра Ватикан, Италия, 1585–1590 годы
Начиная с 1506 года практически каждый именитый итальянский архитектор или художник был приглашен папой римским для строительства грандиозного собора Святого Петра. Микеланджело Буонарроти, расписавший потолок и алтарную стену Сикстинской капеллык 1541 году, в 1546 году был вновь призван в Рим, чтобывступить в должность главного архитектора. К тому времени ему исполнилось семьдесят два года.
В соборена тот момент были возведены массивные центральные опоры средокрестия (места в центре храма, над которым располагается купол) и строились внешние стены.Главная задача мастера состояла в том, чтобы объединить всю постройку под грандиозным куполом.
Купол собора Святого Петра выглядит самостоятельным целостным сооружением, а здание под ним служит как будто его «отправной точкой». Купол разделен на несколько ярусов. Первый, опирающийся на паруса, — основание. Два следующих яруса, нижний из которых окружен рядом двойных колонн, составляют так называемый барабан купола. Завершает композицию глава купола, на вершине которой находится изящный световой фонарь.
Возможно, выражая дань восхищения авторам купола Адриана, свой купол Микеланджело сделал немного меньше в диаметре (на 180 сантиметров). Но, «пожертвовав» этой величиной, мастер превзошел творение древних по высоте. Основание купола собора Святого Петрарасполагалось на 30 метров выше всего Пантеона, а расстояние между башенкой-фонарем и полом собора равнялось приблизительно 140 метрам.
На Микеланджело оказал влияние и другой знаменитый купол, построенный за столетие до этого его земляком, флорентийцем Филиппо Брунеллески. Чтобы перекрыть огромное средокрестие церкви Санта-Мария-дель-Фьоре, Брунеллески возвел восьмигранный купол с массивной внутренней и более тонкой внешней оболочкой. Обе оболочки купола, внешняя и внутренняя, построены из кирпича. Их укрепляет каркас из каменных ребер и горизонтальных колец из дерева и металла. Гениальная конструкция не только уменьшила общий вес купола, но сделала его более прочным и удобным в обслуживании.
Работа Брунеллески получила такую известность, что эту церковь часто называют просто Дуомо — Собор. Городской собор, или дуомо, есть в каждом итальянском городе, но флорентийский Дуомо — единственный и неповторимый.
Внешняя и внутренняя оболочки купола Брунеллески повторяют один и тот же эллиптический контур. У купола Микеланджело форму эллипса имеет только внешняя оболочка. Внутренняя — полусферическая, напоминает Пантеон. Этим купол собора Святого Петра, возможно, обязан архитектору Джакомоделла Порта, который продолжил строительство после смерти Микеланджело. Но и эллиптический купол флорентийского Дуомо, и полусферический купол собора Святого Петра были усилены металлической цепью, закрепленной огромным кольцом в их основании.
Еще один удивительный факт из истории строительства Дуомо — при возведении купола не использовали деревянные леса. Брунеллески изобрел особую кирпичную кладку, которая с первых рядов у основания внутреннего купола работала как опорное кольцо и не разрушалась при его возведении. Более независимые другот друга внешнюю и внутреннюю оболочки купола собора Святого Петра, скорее всего, сооружали с помощью временного кружала, которое опиралось на барабан.
По материалам книги «Как это построено». Каждое сооружение, описанное в этой книге, само готово рассказать нам, почему и как оно было построено, — нужно только знать, на что именно обратить внимание.
Еще больше познавательных фактов на книжной полке издательства «МИФ.Детство».
Партнёр:
Издательство МИФ