«Учителями рождаются, а не становятся?» Дуг Лемов не согласен с этим высказыванием («за каждым отличным учителем стоит тяжелый труд и внимание к деталям, а не данный при рождении дар», — говорит он), и у него есть серьезные аргументы: он посещал и просматривал на видео тысячи уроков самых высококлассных педагогов, всю жизнь преподававших в бесплатных государственных школах, где обычно учатся дети из довольно бедных семей, и стабильно поднимавших этих детей на высокий уровень.
Затем он сформулировал набор из 49 конкретных и точных техник, которые определяют успех учителя и успеваемость его учеников. И что самое важное, не просто перечислил их в книге, а применял на протяжении пяти лет в своей компании Uncommon Schools — сети из 16 школ, расположенных в небогатых районах. Ученики Uncommon Schools демонстрируют более высокую успеваемость, чем представители других школ из более состоятельных районов.
Примеры техник, описываемых в книге:
-
Техника № 1. «Не отклоняться от ответа». Как добиться того, чтобы ученики давали правильные ответы каждый раз, а не смотрели на учителя пустым взглядом, пожимая плечами.
-
Техника № 35. «Сделайте это снова». Ученики не могут справиться с простым заданием? Повторяйте его снова все лучше и лучше, вплоть до совершенства. Это приведет к положительным последствиям.
-
Техника № 38. «Никаких предупреждений». Если вы сердитесь на своих учеников, обычно это означает, что вам стоит сердиться на себя. Эта техника поможет избежать неуместного поведения в классе.
5 принципов от Дуга Лемова, которые должен знать каждый учитель, чтобы быть успешным:
-
Простота недооценивается. Хорошо внедренная простая идея может принести серьезные результаты.
-
Вы знаете свой класс лучше всех. Хорошая техника — это та, которая хорошо работает в вашем классе.
-
Быть отличным учителем — очень тяжелая работа. Выдающиеся педагоги постоянно совершенствуются в своем ремесле и учатся новому. Неважно, насколько вы хороши, — всегда есть возможности для роста.
-
Каждый учитель должен много читать. Чтение — важнейший навык для учеников.
-
Преподавание — самая важная работа в мире. Она же и самая сложная.
С этой книгой вы сможете стать лучшим учителем. Техники, описанные в ней, можно применять сразу после прочтения, а упражнения в конце каждой главы помогут вдумчиво проанализировать материал и перспективы его использования в своей практике.
Для кого эта книга
Это книга для преподавателей, учителей, родителей, тренеров и репетиторов.
Эффективное преподавание — это искусство. В любом виде искусства — будь то живопись, скульптура, литература — великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты.
Однажды мне сказали опытные коллеги: «Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись беспрекословно, отдавая их, стой на месте. Если ты при этом будешь, раздавать тетради, у класса создастся впечатление, что твои указания не важнее, чем все другие твои действия».
Всех учителей-мастеров отличает одно важное качество: они свято верят в то, что каждого ученика можно сделать существенно активнее и лучше. Большие ожидания предъявляются даже к тем, кто пока еще сам не видит в себе ничего выдающегося.
Ученики должны четко знать, кто где сидит. Если дети слоняются по классу и ищут, куда бы сесть, или на ходу обдумывают этот вопрос («Сесть мне рядом с ним или не стоит? Еще подумает, что я с ним заигрываю…») — это яркий пример пустой траты времени и энергии.
Главная цель этапа «Мы» — побудить детей самостоятельно выполнять все больший объем познавательной работы. Особенно полезны тут такие приемы, как имитация невежества, например: «Я что-то не понял вас, ребята», «Подожди-ка, что-то никак не могу вспомнить, что надо делать дальше?».
Начинаются с планирования — в первую очередь планирования по темам на длительный период. Такое планирование подразумевает, что очередной урок основывается на предыдущем и готовит к следующему, а все вместе они ведут к знаниям и навыкам в долгосрочной перспективе.
http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/masterstvo_uchitelya/