Про талант
Загадка судьбы?
В школе Юра учился неважно. На собраниях у него допытывались: «Ну, говори, как ты собираешься жить дальше?» Юра бормотал: «Исправлюсь…» И садился на место, покачивая головой. Его осуждали: «Посмотрите, он еще рисуется!»
Прошли годы. Юра не сразу, но поступил в нефтяной институт, получил диплом. Правда, нефтяную промышленность он не поднимает. Он поднимает пищевую промышленность. У Юры фирма, он не беден, построил хороший дом, может поехать отдохнуть куда захочется. Но Юра не просто «хозяин», он трудится без передыха – и не от жадности, а потому, что расслабиться не дает чувство ответственности: работа не отпускает. Он и рад был бы не думать о ней, да не может.
Неужели в детстве ничто не предвещало такого поворота в судьбе стойкого троечника Юры? Предвещало. Но взрослые не заметили этого.
Однажды в школе перегорела электропроводка. Для ремонта нужен был кабель. В семидесятые годы обычным путем приобрести многие вещи было трудно, почти невозможно. Восьмиклассник Юра сказал директору, что сможет раздобыть нужный кабель. «А ты не украдешь?» – «Да нет, что вы, как вы могли такое подумать!» Юра обратился к знакомому, который работал на заводе электрооборудования, и тот ему принес (уж как-то достал) кусок кабеля.
Этот эпизод говорит о том, что Юра в свои четырнадцать лет был хозяйственный мужичок, что он умел видеть и слышать материальную нужду, что глаз его был нацелен на хозяйство, на «вещественные вещи», что Юра знал, где что производят, как надо договариваться, знал, как «делаются дела» и не боялся разговаривать со взрослыми.
Конечно, Юру поблагодарили (несколько удивленно: «Ну надо же!»), но отношения к нему не изменили. Дело-то было простое, сермяжное. Тогда «перспективными» считали способных к физике и математике детей. Способные к языкам или литературе шли по второй категории. Если же школьник оказывался склонным что-то делать руками – шить, строгать, сколачивать – он в расчет не принимался вовсе.
В одном классе с Юрой училась Таня – на одни только «пятерки». Она быстро соображала, у нее была отличная память. И хотя она была недружелюбна, язвительна и ее недолюбливали, в большом Танином будущем никто не сомневался. И вот Таня срезалась на экзамене в университете. Снова пробовать поступить не стала, чем безмерно удивила одноклассников и учителей. Нашла не требующую высокой квалификации работу на ближнем предприятии и остается там уже четверть века.
Неужели есть какие-то тайные силы рока, которые поднимают человека вверх или не дают ему подняться? И что же это за тайные силы?
Про Таню говорили: «Талант!» С ней связывали большие надежды. Про Юру такого не говорили, его отчислили из школы после восьмого класса.
Что движет человеком
Говоря о призвании и о будущем человека, к слову «талант» прибегают нередко, полагая, что талант – это и есть та сила, которая поднимает человека, делает его высоким профессионалом.
Что такое талант с психологической точки зрения? Я уже давно консультирую людей, помогая им выбрать профессию. И вот что я думаю об этом.
Если человек наделен инструментами для того, чтобы что-то делать, – значит, он способен это делать. У него чувствительные пальцы, глазомер, цветовое зрение, хорошая координация движений. Способен ли он вышивать? Способен. Значит, сможет, если захочет. А если такого желания нет? Тут уж больших серьезных достижений не ждите. Потому что большие достижения бывают только у тех, кто много работает, воспитывая у себя необходимые навыки, кто развивает свой вкус – читает о вышивании, ходит на выставки, общается с теми, кто увлечен вышиванием.
Что движет человеком, тратящим на это свое увлечение массу времени? Почему его руки все время тянутся к ниткам и иголкам? Никто в точности не знает. Один вдохновлен заразительным примером, другой стремится всех удивить, третий просто чувствует себя лучше в уединенном занятии, четвертый испытывает удовольствие от одного осязания ткани.
Так или иначе, выясняется: кто стал «маньяком» своего дела, тому и удалось создать вещи, которые оказались интересными для всех. Про этого человека и скажут в конце концов: «Это талант». Пока человек ничего не создал, о его таланте судить нельзя. Можно, конечно, предполагать, но и только.
Стоит ли жалеть о том, что ваш ребенок не проявляет усердия в деле, к которому он, казалось бы, способен? Наверное, не стоит. Возможно, его талант – в чем-то другом месте. Надо лишь понять, в каком.
Постарайтесь почувствовать, вокруг чего постоянно вертятся мысли ребенка и к чему тянутся его руки. И не мешают ли ваши или чьи-то еще действия естественным движениям его души и тела, его желаниям. Ведь когда желание есть, добиться можно многого – трудясь не покладая рук. Альберт Эйнштейн утверждал, что гений – это 90 процентов пота, а остальное – талант. Скорее всего, под словом «талант» он разумел способности и интерес к делу, побуждающий к бесконечному труду.
Не стоит говорить ребенку: «Ну куда тебе в драмкружок, у тебя же таланта нет!» Это было бы слишком ответственным (а если хотите – безответственным) заявлением. Ребенку интересно? Пусть занимается тем, чем ему хочется. В копилку его жизненного опыта лягут новые впечатления; они станут питательной средой для занятий любимым делом. Всё сгодится, всё будет переработано активной душой.
Утро, день, вечер и ночь
Люди, как растения, расцветают в разное время. Вундеркинды – ранние цветы. Расцветают на заре жизни.
Далеко не все удивительные дети становятся выдающимися взрослыми. Почему так?
Может быть, потому, что не приучили себя к напряженному постоянству в труде. Чего стараться? И так ведь я лучше всех.
Может быть, потому, что взрослые достижения зависят не только от способности к тому или иному делу, но еще и от характера человека, от умения строить отношения с другими людьми.
А может быть, потому, что сильным растениям нужна и сильная почва: не только врожденные предпосылки, но и учение, и опыт, и переживания.
Лев Толстой закончил писать «Войну и мир» в 48 лет; он переписывал роман бессчетное количество раз, стремясь к совершенству.
Был ли Лева Толстой особенным мальчиком? Судя по «Детству», – да: чувствительный ребенок, очень впечатлительный. Но кто же предвидел в нем будущего великого писателя? Учиться Лев Николаевич поступил на математический факультет. Потом был армейским офицером. Потом женился, осел в имении и стал писать.
Сравнивать ребенка с другими детьми вредно
Почему? Потому что у каждого человека свой темп созревания.
Если ребенка сравнивают ребенка с другими детьми и сравнение выходит не в его пользу, это может развить в нем завистливость, недоброжелательное отношение к успехам сверстников, неуверенность в собственных силах.
А с кем же сравнивать? Ведь хочется же сравнивать!
Сравнивать надо ребенка с ним самим, каким он год, два года назад. Или со старшими детьми. Не опасно приводить в пример героев книг, фильмов или реальных героев.
Стоит учить ребенка ставить перед собой цели и прописывать средства достижения этих целей. Цели хорошо бы как-то зафиксировать – скажем, с помощью ярких фломастеров на листе ватмана, прикрепленного к стене.
Лучше, если цели будут не пугающе тяжелыми, а посильными: если у ребенка по геометрии тройки, вероятнее всего, посильным для него станет получить четверки.
Закон Джеймса
Американский психолог Уильям Джеймс в XIX веке открыл закон, который гласит: если человек поставил себе высокую планку и не смог ее преодолеть, самооценка его снижается. Если же успехи соответствуют высоте планки, самооценка не страдает – человек доволен собой и не завидует чужим достижениям, а радуется им.
Стоит внимательно следить за тем, чтобы сегодня перед вашим ребенком стояли не слишком высокие цели, чтобы они были выше его теперешних возможностей, но ненамного. Достигнуты эти цели – ставьте новые, опять-таки слегка завышенные. И так постоянно, и так во всем, пока человек учится, пока он хочет развивать в себе какие-либо возможности. Такой подход позволяет двигаться вперед и в то же время не впадать в тревогу: «Нет, не справлюсь! Не смогу!».
Излишняя тревога, боязнь не справиться могут оттолкнуть ребенка от желания искать новое: ведь поиски нового и неизведанного связаны с риском оказаться неуспешным.
Можно и так сказать: человек с детства привыкает делать выбор в пользу безопасности или в пользу развития.
Развитие предполагает, как правило, риск, труд. Природа так устроила, что всё талантливое не родится без труда. «Непонятно, как сделано» – вот что хочется сказать про талантливое произведение. Видно, что сделано, а ниток не видать, они скрыты. Это достигается путем бесконечных усилий.
Разве ждал Петр Ильич Чайковский вдохновения? Нет. Он каждое утро садился за рояль и работал.
Автор: Эльмира Халимовна Давыдова, кандидат психологических наук, консультант по профориентации
перейти к профориентационным центрам
__________________________
Это может быть интересным: