О предмете обществознание
Обществознание - это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что ни одна наука не сможет его заменить, так как оно дает целостное представление об обществе. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Оно вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества, значит, обществознание имеет научный смысл.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание становится основой для формирования нравственных ценностей личности, ее моральных устоев. К этому подводит изучение духовной сферы общества: религии, философии, культуры, искусства, этики и эстетики. Это гуманистический смысл обществознания, которое дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества.
Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
Зачем же нужно изучать обществознание?
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин - это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но способно делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.
Обществознание к тому же является учебной дисциплиной.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений:
- развитие личности учащихся,
- воспитание,
- усвоение системы знаний,
- выработка умений,
- формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета необходимо тем, кто выбирает следующие профессии:
- политолог,
- социолог,
- культуролог,
- юрист,
- экономист,
- психолог,
- педагог,
- правовед,
- менеджер (по отраслям) и т.п.
Рассмотрим одну из менее известных, но очень интересных профессий – правовед.
Правовед - специалист по правоведению, ученый-юрист, знаток действующего законодательства, а также основ и философии права.
Правоведение (или юриспруденция) - наука, которая изучает совокупность знаний о государстве, управлении и праве. Правовед как специалист в области правоведения точно знает, что и как, а самое главное почему. Опираясь на законы государства, поможет уладить любую ситуацию, в которую по разным причинам попал его клиент.
Специалист в этой области должен быть, прежде всего, обучен как теоретически, так и практически подходить к проблемам предпринимательского, криминального, земельного и трудового права. Для этого нужно закончить соответствующий вуз, получить высшее юридическое образование и после окончания обучения человек сможет работать не только практическим профессионалом, но и в научной сфере.
Студенты в процессе обучения изучают целый спектр правовых наук:
- общую теорию государства и права;
- историю политических и правовых учений;
- историю государства и права, конституционное право;
- отрасли национальной системы права.
Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.
Особенности профессии
Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.
Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов».
Медицинские противопоказания
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- нервно-психическими расстройствами.
Профессионал должен в совершенстве знать действующее законодательство как России, так и других стран, владеть иностранными языками, поскольку это дает правоведу возможность не только изучать оригинал нормативных первоисточников, а и практику передовых стран мира.
Важным профессиональным качеством является профессиональная мобильность, способность к быстрой адаптации ко всем изменениям в законодательстве. В дальнейшем правовед может работать в органах государственной исполнительной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры, подразделениях УВС, юстиции, нотариата, юридических и экономических службах организаций, предприятий различных форм собственности.
Среди знаменитых и великих правоведов:
Победоносцев Константин Петрович - (1827–1907), русский политический деятель, ученый-правовед и публицист;
Старовойтова Галина Васильевна - (17 мая 1946, Челябинск — 20 ноября 1998, Санкт-Петербург) — российский политический и государственный деятель, правозащитник, специалист в области межнациональных отношений;
Лукиан - греческий писатель-сатирик, известный как «Лукиан из Самосаты» (около 120–180 гг. н. э.);
Шарль Луи де Монтескье (родился 18 января 1689 - умер 10 февраля 1755) - французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».
Где получить образование?
Специальность юриста-правоведа в Самарской области можно получить в Самарской Академии государственного и муниципального управления. Базы практик будут определяться совместно с администрацией города Самары и администрациями районов города Самары.
На предпоследнем курсе начинается обучение по специализации в зависимости от дальнейшего выбора направления юридической деятельности. Специализации, реализуемые в Академии по специальности:
- государственно-правовая,
- гражданско-правовая,
- уголовно-правовая (при наличии желающих).
Государственно-правовая специализация нацелена на подготовку студентов к работе в различных органах государственной и муниципальной власти и управления в качестве юрисконсультов, руководителей правовых служб.
Студенты изучают:
- правовое регулирование государственной и муниципальной службы,
- правовые вопросы управления государственным и муниципальным имуществом,
- избирательное право и избирательный процесс,
- региональное законодательство,
- административную юрисдикцию,
- бюджетное право,
- таможенное право,
- арбитражно-процессуальное право,
- основы бухгалтерского учета,
- право социального обеспечения,
- инфраструктуру муниципальных образований,
- теорию и практику реализации прав человека.
Государственный и муниципальный служащий должен иметь высококвалифицированную юридическую подготовку, знать правила толкования нормативных актов, действия их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие основные постулаты правовой теории для грамотного правового обеспечения деятельности муниципальных образований, осуществления контроля за соответствием требованиям законодательства различных документов правового характера, принимаемых муниципальными образованиями, уметь защищать права и законные интересы государства, общества и граждан.
Гражданско-правовая специализация призвана подготовить студентов к работе в сфере производства, экономики, бизнеса в качестве юрисконсультов, в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в качестве судей, в юридических консультациях - адвокатами по гражданским делам.
Поэтому студенты изучают:
- договорное право,
- авторское право,
- судебную бухгалтерию,
- административную юрисдикцию,
- бухгалтерский учет,
- правовое регулирование процедур банкротства,
- правовое регулирование рынка ценных бумаг,
- наследственное право,
- правовые основы адвокатуры и нотариата,
- теорию и практику реализации прав человека,
- арбитражно-процессуальное и таможенное право.
В дальнейшем выпускникам придется работать с гражданами, юридическими лицами, а также с документами, прецедентами, готовить иски, претензии, искать и устранять пробелы в договорах и других нормативных документах.
Уголовно-правовая специализация готовит студентов к работе в следственных, прокурорских, правоохранительных и судебных органах, то есть к деятельности в сфере борьбы с преступностью, раскрытия и расследования преступлений, поддержания обвинения или осуществления защиты в суде по уголовным делам.
Студенты дополнительно изучают для этого:
- специфику раскрытия и расследования различных видов преступлений,
- судебную медицину и психиатрию,
- судебную бухгалтерию,
- теоретические основы квалификации преступлений и т. п.
Работа по указанной специализации связана с уголовно-правовой защитой прав и законных интересов граждан и лицами, преступившими закон.
Квалификация выпускника – юрист.
Дальнейшая трудовая деятельность выпускников осуществляется в организационно-правовой форме различных профессий (судья, следователь, прокурор, адвокат, юрисконсульт, нотариус, корпоративный юрист и др.).
В ближайшее время спрос на правоведов останется высоким. С кризисом резко выросло количество судебных разбирательств между кредиторами и должниками. Сегодня на коне адвокаты по вопросам банкротств и прекращения прав собственности. Они получают гонорар в любом случае - защищают человека по делу о банкротстве или выставляют его на улицу‚ выступая от имени банка. Среди юристов будут востребованы специалисты по сделкам слияния и поглощения‚ по трудовому праву и арбитражным спорам.
Стартовый оклад юриста - 16 000-18 000 руб. в месяц. Главные юрисконсульты в западных компаниях получают до 230 000 руб.