Анатолий Лихванцев: «Возможности космоса не используются на 100%"
К космической отрасли в нашей стране всегда было отношение особое, но в последнее время особого внимания правительство ей не уделяет, однако в отличие от американского, сворачивать не спешит. О перспективах и достижениях, проблемах и упущениях звездных технологий мы поговорим с молодым инженером-конструктором ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» Анатолием Лихванцевым:
- Анатолий, расскажите о том, где вы учились и почему решили выбрать именно эту отрасль и профессию?
- Я родился и живу в наукограде Химки. В городе, где большое количество людей работало и работает на предприятиях ракетно-космической отрасли, в моей семье таких людей тоже много. Поэтому с детства я имел достаточное представление о космической отрасли, о личностях которые её создавали -В.П. Глушко, С.П. Королёве. И как следствие я проникся созданием такой сложной техники и романтикой освоения космического пространства. После школы я подавал документы только в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Одной из особенностей которого является подготовка специалистов для ракетной отрасли практически по всем специальностям (ракетные двигатели, ракеты-носители, системы управления, спецматериалы и многое другое). В МГТУ поступил на кафедру «Ракетные двигатели», что мне было наиболее близко, ведь мировой лидер в разработке жидкостных ракетных двигателей как раз ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» в Химках.
- Что сейчас входит в ваши прямые обязанности?
- Любой инженер космической отрасли выполняет огромный спектр работ. В мои обязанности входит выпуск конструкторской документации, сопровождение производства изготовления двигателей, организация проведения и анализ результатов испытаний. Также у нас на предприятии инженеры имеют возможность заниматься научной работой. Здесь я работаю над принципиально новыми схемами двигателей, поиском новых энергетических возможностей топлива и многим другим
- Многие всерьёз считают, что наши достижения в области ракетостроения и освоения космоса отстают от западных. Как вы думаете, почему, и так ли это на самом деле?
- Конечно, дела обстоят не так. А причин, так считать у людей много. Думаю, во-первых, это влияние процесса ЗАПАДнизации страны, который начался в 90-х: все, что на западе – хорошо, а то, что в России – плохо; во-вторых, люди просто не разбираются в технике и не знают о чём говорят. Обратимся к фактам. Стран, которые регулярно запускают космонавтов в мире всего две: Россия и США, а в ближайшем будущем останется только одна Россия. Самая надёжная и самая дешёвая ракета в мире разработана у нас и летает уже более 50 лет, это наша знаменитая «Семёрка». Самая технически совершенная космическая система в мире разработана у нас - это универсальная транспортная система «Энергия-Буран». Единственная страна в мире, которая смогла в одиночку разработать и содержать космическую станцию на орбите опять же Россия. Так что, у кого-то ещё остались сомнения в нашем превосходстве?!
- Что может дать простому обывателю научное освоение космоса? Возможно ли космические технологии использовать в «мирной» жизни?
- Уже даёт, например: спутниковое телевидение, интернет, спутниковая связь, прогнозы погоды, навигаторы и т.д. Применений космоса вообще много, например, в отдалённых уголках нашей страны происходит незаконная вырубка леса, а с помощью космических аппаратов это можно моментально отследить. Также в космосе можно проводить исследования в условиях, которые невозможно получить на Земле: в глубоком вакууме, при высокой прозрачности среды, в невесомости и т.д. На орбитальных станциях можно проводить исследования в области генетики, биологии, разработки перспективных материалов. Все плоды этих трудов со временем станут достоянием людей. К сожалению «возможности» космоса не используются на 100%.
- Изменилась ли сейчас ситуация с молодыми кадрами в отрасли?
- Изменилась. Но, по-моему, в худшую сторону. У нас ведь как: получает какая-то фирма крупный заказ, и следует положительная динамика её развития, заказ выполнен, наступает регресс. Есть ощущение, что отрасль эволюционирует очень не равномерно.
- Что нужно сделать, чтобы молодежь всё-таки шла работать в такие наукоёмкие отрасли?
- Молодым людям очень интересно работать на таких предприятиях. Техника сложная, ответственность колоссальная, поставленные задачи не идут в сравнение ни с чем. Но, по моему мнению, для молодежи есть два камня преткновения: это уровни зарплат (они просто не конкурентные другим отраслям), а также перспектива занятости. Раньше ракетно-космическая отрасль была загружена заказами на 150%, а сейчас стратегии развития космоса в государстве не видно. Простые люди не понимают, зачем им нужна наша отрасль, какая перед ней поставлена конечная цель, и поэтому молодёжь не идёт на предприятия. Точнее идет, но, не видя перспективы своей занятости, уходит в сферу услуг, торговли и т.д. Также особое внимание надо уделить престижу профессии. Почему для молодежи работа у станка менее престижна, чем, например, грузчика в магазине.
- Какое, по вашему, будущее у российского ракетостроения и от чего оно зависит?
- Я надеюсь, что Россия и дальше будет оставаться одним из лидеров в разработке ракет и космических аппаратов. В ближайшие годы, наверное, будут определены новые приоритеты в отрасли, поставлены новые цели и задачи. Зависеть это будет от того правильно ли государство задаст вектор развития комической отрасли. И самое, наверное, главное должна измениться психология людей, надо отойти от стратегии потребления. Современному поколению нечего будет рассказать своим внукам о себе, потому что они ничего стоящего в своей жизни не сделали. Надо задуматься об этом!
Вопросы задавала Марина Францева
фото предоставлены А. Лихванцевым
Каталог вузов, обучающих специальностям авиационной и ракетно-космической техники