Вот уже почти 30 лет я работаю в школе учителем. В обыкновенной маленькой сельской школе, в небольшом селе, преподаю математику и физику. И вот в математике есть такой методический приём – «доказательство от противного», смешное название факта, когда допущение какого-то события приводит ситуацию или к абсурду, или к заведомо неверному утверждению, либо к противоречию с условиями, заданными в задаче. И отсюда делается вывод, что предположение неверно, а верно обратное этому утверждение. Эффективный метод в доказывании геометрических теорем, например.
Предлагаю Вашему вниманию, уважаемые читатели, небольшую работу о том, кому не стоит выбирать профессию учителя для своего будущего жизненного пути.
Профессия учителя не даст финансового благополучия. Яхты, купленной благодарными учениками, у вас точно не будет, только если построите её своими руками. Даже репетиторство с состоятельными учениками ограничено временными ресурсами – в сутках 24 часа, (уточню, речь об учителе, не об административных должностях и авторстве учебников, например.) У вас может быть неплохая зарплата, вы можете считать себя «средним классом», но зарплата учителя в обозримом будущем – это не заоблачные высоты, особенно в начале работы.
Это очень нервная работа. Людям, хоть раз в жизни закипавшими от мысли «да что тут непонятного, блин, он издевается, что ли?....», тут не место. Это относится и к хорошим специалистам в работе. Я наблюдал период становления в школе предмета «информатика»-долгое время в учителя информатики пытались определить хороших программистов с предприятий, а когда пришли 90-е годы, так они в школах и ВУЗах пытались устроиться с закрываемых предприятий. И выяснилось необычная для многих начальников вещь – умеющий хорошо делать сам не всегда может научить этому других. Зато физруки это прекрасно понимали, потому что в спорте это обычное явление – великий спортсмен зачастую никакой тренер. И поэтому тут надо быть готовым к усилиям, которые не дают никакого результата, к тому, что ты будешь виноват во всём, что делают или не делают ученики, даже если ты сам очень умный человек.
Я иногда говорю такую фразу – «я не люблю детей…. Я их уважаю, думаю, этого достаточно для нашей совместной работы.» . Дети очень разные, психологи подтвердят, что они очень жестокие иногда, эгоистичные, неблагодарные, но ведь и взрослые люди всегда такие. Не все, конечно, но мы сейчас о плюсах работы учителя не говорим, только минусы. И поэтому готовы ли вы прощать всё это, независимо и объективно оценивать и свои, и детские поступки, пытаться раз за разом достучаться до небес…. Если вы не умеете прощать, не умеете не обращать внимания на обиды – школа не для вас.
Гордыня – смертный грех. Но готовы ли вы к унижениям, к тому, что придётся извиняться за то, чего не делали, к тому, что вами будут манипулировать, вы будете между администрацией, родителями и детьми как мячик на футбольном поле? И возможность противоположная – забронзоветь от собственной значимости, упиваться своим величием, считать себя демиургами, созидающими людей, наслаждаться властью над детьми, над их зачастую бесправным положением в школе. Профдеформация учителя – считать себя всегда правым. Одна из самых страшных и часто встречающихся. Поэтому если для вас собственное мнение о себе критически важно, если трудно принять подчинённое положение от заведомо слабого – может, лучше не в школу?
Любые попытки создать список выполняемой учителем работы обречены на провал. Она безгранична, как вселенная, наша учительская работа….. Летний лагерь в отпуск, ремонт кабинета, поход в выходные, пришкольный участок и всё, что на нём растёт, уроки друг за друга, консультации для выпускников – нет предела совершенству… Поэтому, если вы сторонник строгой дисциплины и точного распределения времени и задач – может, лучше на производство, ну или водителем автобуса.
Цель моей работы – про плюсы много и правильно говорят. А про минусы скромно умалчивают, а это не всегда хорошо. Я видел многих людей, уходивших из школы из-за вот этих, озвученных мной минусов. И это печально – люди-то прекрасные, просто их место не здесь. А жизнь коротка, длинных экспериментов над собой не хочется ставить…
Что касается меня – мне нравится моя работа, и так должно быть у каждого из нас. Всем удачного выбора – с уважением – Олейников Олег Владимирович, учитель математики и физики МАОУ СОШ села Опеченский Посад.
Автор: владимирович