Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:6863
Ответов:30895

Интервью о профессии: преподаватель фольклорного пения и творчества

08 Март 2015
Тематика: Интервью со специалистом, профессии, выбор профессии

Учитель… Как уже много было сказано об этой профессии… К великому моему сожалению, современные СМИ часто создают негативный образ современного русского учителя, и очень редко можно найти сведения об учителях, внёсших свой вклад в развитие современного поколения… Это не значит, что таких людей нет, но почему-то информации о них или вообще нет или её очень мало… И вот об одном таком замечательном педагоге  я и хочу рассказать.

Кузнецова Валентина Васильевна родилась в 1946 году в  п. Спотара Ивресинского района Чувашской Республики. Я много лет знаю ее, она работает преподавателем в нашей поселковой музыкальной школе, почти каждый день я прихожу на занятия и вижу эту простую тихую женщину. Я вижу как изо дня в день она спешит за занятия, как ребята всех возрастов сбегаются к её кабинету, начинаются занятия, и холл музыкальной школы наполняется пением, упражнениями, распевками… А потом в концертах выходят ее ученики и дарят зрителям удивительный мир народной песни. Вот и решила я поближе познакомиться с Валентиной Викторовной, попытаться понять, как формировалась она, понять истоки ее удивительного таланта, любви к народной музыке, преданности своему делу и рассказать всем о ней.

– Валентина Васильевна, расскажите немного о своём детстве, о каких-нибудь ярких воспоминаниях.

Самое яркое воспоминание с детства - ветер гудит в трубе, как сумасшедший. Пляшущий в печке огонь с немыслимой быстротой пожирает охапки сухих дров, которые подбрасывает отец. Он пришёл с фронта израненный, больной. А вот жажду жизни и весёлый нрав не утратил. Даже в самые тяжкие минуты брал в руки гитару и пел. Голодное послевоенное время не могло не сказаться на моём здоровье: до четырёх лет не говорила и почти не ходила, лежала на печке и хлопала в такт отцовским песням, заучивая их наизусть... Умер он рано. Я заговорила как-то враз, легко, даже нараспев. Вспоминала песни отца, пела их сначала для себя, а потом для родных. Вот так музыка всегда с первых дней была рядом со мной. Спустя некоторое время мне захотелось посвятить всю свою жизнь творчеству. Я понимала, что это моё! Знала, что если свяжу свою жизнь с музыкой, то непременно буду счастлива!

– Расскажите, пожалуйста, о своей профессии.

Уже более 40 лет я работаю в сфере культуры, а около 15 лет работаю преподавателем фольклорного пения и творчества.

– Валентина Васильевна, а что побудило Вас выбрать именно эту профессию и чем она Вас привлекает?

Я сама очень люблю петь, люблю народную музыку... При принятии этого решения я очень хотела видеть детей, продлевающих исконно русское творчество, хотелось защитить детей от бескультурья, которое всё чаще проявляется в нашей жизни, хотелось видеть результаты своих трудов.

– А сложно ли было освоить Вашу профессию?

Я считаю, что если то, чем ты занимаешься, нравится тебе, если ты понимаешь, какую пользу принесёт тебе это дело, то работа будет приносить тебе только радость. В любом случае возникали проблемы, были трудности во взаимопонимании с учителем, но я старалась преодолеть все преграды, для осуществления своей мечты. По опыту могу сказать интересную, но очень простую вещь: если ты хочешь, стремишься, активно и регулярно занимаешься, стараешься все время расти, ты свернешь любые горы, независимо от направления деятельности!

– Какое образование Вы получили для того, чтобы стать учителем музыки?

Конечно, приходилось самой много учиться, искусство требует больших знаний, мастерства. Мне всегда очень везло с педагогами: они по-настоящему знали и любили свое дело, а это очень важно для ребенка: через любовь учителя он сам учится любить свое дело. В 1966 году я закончила музыкальное отделение Канашского педагогического училища, а в 1992 году Кемеровский Государственный институт культуры по специальности «Просветительная работа и организация художественного творчества», преподаватель специальных дисциплин.

– Валентина Васильевна, а в чём главное предназначение народного творчества, по Вашему мнению?

Народное творчество воспитывает доброту, любовь, возвращение к исконно народным традициям, к непреходящим ценностям. Сейчас я наблюдаю, как на моих занятиях меняются дети в манере поведения, во взаимоотношениях друг с другом. Допустим, мы поём песню-обряд, где надо с уважением, с благоговением подойти к девице-младе. А потом я вижу, как мой ученик так же вежливо, красиво обращается с девочкой – это же чудо! Вот в этом и есть главное предназначение народного творчества – делать этот мир красивее, чище.

– Но Вы не пожалели, что стали преподавателем?

О, конечно же нет! Я очень люблю свою профессию и горжусь ей! Ведь учитель - это прежде всего человек, пролагающий тропинку в жизнь ребёнка.

– Валентина Васильевна, кому бы Вы могли порекомендовать Вашу профессию, и нужны ли какие-либо особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Свою профессию людям творческим, старающимся принести в этот мир добро и сделать этот мир ещё лучше. Людям, любящим детей, ведь без этого качества данная профессия не будет приносить столько радости, сколько получаем его мы - люди, любящие детей.

– Валентина Васильевна, вот представьте ситуацию: в музыкальной школе объявился набор новых учеников. К Вам на прослушивание пришёл ребёнок. Можете ли Вы заранее сказать - готов ли он к работе, к труду? Может быть внутреннее чутьё помогает Вам при наборе таких талантливых учеников?

С одного взгляда порой сказать это бывает очень трудно... Сказать точно я могу, послушав ребёнка хотя бы 1-2 минуты. Конечно, иногда случаются осечки. Но в любом случае, работать с любым «материалом» интересно.

– Валентина Васильевна, а если ли у Вас ученики, запомнившиеся Вам больше всего? Возможно, есть такие, которые изменили и Вас?

Да, такие есть, и их много. Например, Оля Валик: она пришла на отделение хорового народного пения в семь лет. Маленького росточка, хрупкая, но гибкая, пластичная. И голосочек под стать - мягкий, послушный. В тот момент я не готовила вокалистов, а преподавала хоровое пение и тут увидела в ней божью искорку. Я стала заниматься с Олей отдельно, на чистом энтузиазме, часами оттачивая её полетный голосочек. Разучивала с девочкой песни, одну за другой, пока не поняла, вот это её, Олино! О Всероссийском конкурсе вокалистов имени Руслановой, который должен был проходить в Саратове, узнали почти случайно, и тут я подумала, что ведь это как барьер для Оли, который она либо перешагнёт, либо останется на месте со своими несбывшимися мечтами. Пришлось сделать всё, чтобы моя талантливая ученица попала на этот конкурс. Районная администрация профинансировала поездку, и Оля Валик - единственный представитель Кузбасса стала конкурсанткой в возрастной номинации 10-12 лет. Из 25 номинантов в финал прошли только четверо и Оля среди них. В Тяжин Оля приехала с достойным 4 местом. Так начался её успешный творческий путь. Сейчас Оля окончила Кемеровское музыкальное училище и работает в знаменитом хоре имени Пятницкого. Вскоре также среди моих учеников вспыхнула ещё одна звёздочка - Света Гоман. Яркая, с огромным голосовым потенциалом, её песнями стали песни из репертуара Лидии Руслановой. Выпускница Тяжинской детской школы искусств № 31, сегодня она уже студентка Московского музыкального колледжа имени Скрябина. Многие мои ученики уже окончили музыкальную школу и продолжают образование, а такие как Павел Сошников, Катерина Жогина, Светлана Гоман разъехались по России и работают в ансамблях народной песни. Светлана Гоман и Павел Сошников работают в хоре им. Пятницкого, а Катерина Жогина является солисткой оркестра народных инструментов РАМ имени Гнесиных "Душа России".

– Валентина Васильевна, часто ли Ваши выпускники продолжают заниматься музыкой, после окончания музыкальной школы?

Да, случается это довольно часто. Вроде сначала одни планы. Хочешь посвятить свою жизнь другому делу, но нет... Душа просит музыки... Сердце хочет петь. Бывали даже такие случаи, когда мой выпускник, после окончания общеобразовательной школы поступает в высшее учебное заведение по другой специальности, но проучившись некоторое время, приходит ко мне и чуть ли не умоляет подготовить его к поступлению в музыкальное…

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Я бы хотела предупредить таких людей о временами возникающих трудностях во взаимопонимании с учениками. Идеального на свете ничего нет. Вот и отношения с детьми, а тем более с подростками бывают сложными. Как я уже и говорила, учеников надо любить и понимать, а без взаимопонимания достичь каких либо вершин, результатов будет очень трудно и даже невозможно.

– Извините за нескромный вопрос, приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Мой доход постоянный. Он, как и у множества учителей в нашей стране не очень большой, но мне, учитывая все премии, как заслуженному работнику культуры, на жизнь хватает.

 

Человек силён связью со своей землёй, природой, обычаями и нравами. Обучение и воспитание детей на фольклорной основе – одна из актуальных проблем сегодняшней России. Каждый специалист, отдающий этому прекрасному делу свои силы, умение, энергию, достоин внимания и всякой поддержки. Одним из них является Валентина Васильевна Кузнецова.

Интервью провела Валерия Бибик, ученица 7-го класса


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

В обязанности этого специалиста входит определение качества продуктов питания, расчет их количество для получения блюд, составление меню. Он отвечает за исправность оборудования и качество готовых блюд.

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: