1. – Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?
Я работаю в Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Архангельской Области «Вычегодская специальная коррекционная общеобразовательная школа- интернат» с 1992 года воспитателем, а социальным педагогом стала работать с 2004 года.
2. – Почему Вы выбрали эту профессию?
Когда я пришла работать сюда в школу, то впервые близко столкнулась с детьми-сиротами. Тогда я решила получить специальность «социальный педагог». Мне нравится помогать детям, оказыватьпосильную им помощь, защищать их интересы.
3. – Довольны ли Вы своим выбором?
Да, довольна.Я работаю с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним невозможен или неэффективен, веду индивидуальную воспитательную работу, посещаю семьи трудных детей .
4. – Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?
Чтобы освоить профессию социальный педагог нужно много читать законов и уметь их применять их на практике. Обязательно должно быть высшее педагогическое образование, если работаешь в школе. Я закончила Поморский государственный университет им. Ломоносова по специальности « специалист по специальной работе с семьёй и детьми».
5. – Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
Да, здесь нужны особые навыки и качества: умение работать с документами; человек должен быть ответственным, собранным, пунктуальным, честным, постоянно заниматься самообразованием.
6. – С какими трудностями Вы сталкиваетесь в Вашей работе?
Трудности в работе по соблюдению прав детей, оставшихся без попечения родителей в плане защиты их имущественных интересах (т.е. своевременная выплата элементов родителями). К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят.
7. – Что самое интересное в Вашей работе?
Я испытываю удовлетворение от того что приношу пользу людям, и когда удаётся реально помочь ребёнку стать на путь исправления и, в итоге, вырасти полноценным членом общества.
8. – Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
Моя профессия позволяет раскрыть творческие способности: я пишу социальные проекты для получения грантов, которые реализую в своей работе. Провожу много внеклассных мероприятий для создания психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
9. – Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?
Нет, моя детская мечта не сбылась. Я закончила музыкальную школуи хотела быть учителем по классу «баян». Единственное, что получилось – это работа с детьми.
10. – Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?
Профессия «Социальный педагог» важна, потому что она позволяет защищать интересы детей оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки.
11. – Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
Мой заработок можно отнести как «средний прожиточный минимум». Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.
12. – Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?
Я бы предложила эту профессию людям, у которых хорошая память, есть стремления к саморазвитию, самообразованию, желание помогать людям. Человек должен обладать умением принимать нестандартные решения, быть коммуникабельным, иметь организаторские способности.
13. – О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.
Хочу сказать, что не получится отработать день и уйти с работы, забыв о ней. В голове постоянно «крутятся» мысли о проделанных и предстоящих делах, бывает, что приходится прерывать отпуск, либо в выходной день прийти на работу.
14. – Как Вы видите свою профессию в будущем?
Профессия нужна и будет востребована пока есть дети – сироты, беспризорники, подростки, которые совершаю правонарушения.Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов.
15. – Как вы относитесь к детям с которыми вы работаете?
Дети с которыми я работаю – это не слышащие дети, оставшихся без попечения родителей. Я отношусь к ним с уважением с заботой, с любовью, стараюсь больше времени проводить с ними. А с «трудными» подростками я провожу беседы, тренинги по воспитанию, решению трудных жизненных ситуаций.
16. – В вашей семье кто-то работал в данной должности?
В моей семье никто никогда не работал социальным педагогом, и у меня нет близких родственников, кто бы занимался педагогической деятельностью. К тому же профессия «социальный педагог» еще «молодая», появилась в 2000 году.
17. – Вы бы хотели, что бы ваши дети работали по данной профессии?
Это больше женская профессия, а у меня два сына, поэтому мои дети выбрали другие виды деятельности.Очень сложно представить в роли Социального педагога в школе мужчину, хотя, нет таких факторов, которые бы категорически запрещали мужчинам работать.
18. – Много ли времени занимает ваша работа?
Моя рабочая нагрузка составляет 36 часов в неделю, это то время когда я нахожусь на рабочем месте. Но если быть честным и до конца откровенным, то мысленно я постоянно «нахожусь на работе».
19. – Хватает ли времени на семью и отдых?
Не всегда хватает время на семейный отдых. Но стараюсь совмещать «приятное с полезным» , и даже привлекаю членов семьи к своей работе: ищем спонсоров, которые готовы помочь детям, оставшимся без попечения родителей.
20. – Может ли человек с нарушением слуха работать социальным педагогом?
Да, может, но только слабослышащий школьник. И за годы работы в данной школе- интернате две выпускницы получили образование по специальности «социальный педагог».
Интервью провела Порошина Екатерина,
ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ",
п.Вычегодский Архангельской обл.
Авторские орфография и пунктуация сохранены