При подготовке детей к итоговой аттестации по химии (ЕГЭ и ГИА) родители всё чаще стали обращаться к услугам репетиторов. Это результат снижения учебных часов по химии в школе. При том, что химия – один из самых сложных предметов среди естественнонаучных дисциплин. И профильный экзамен по химии на многие престижные специальности, в том числе медицинские и связанные с химией, биологией и нанотехнологиями, тоже никто не отменял. Ситуацию усугубляет плачевное состояние большинства школьных лабораторий. А ведь выпускник, не владеющий навыками лабораторных занятий, не умеющий распознавать химические вещества и реактивы, не может надеяться на высокие баллы.
Сегодня поговорим о том, как найти хорошего репетитора по химии. Какие вопросы необходимо задать кандидатам в репетиторы по химии?
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Какое у вас образование? Какие курсы повышения квалификации вы проходили?
Репетитор должен быть выпускником химфака – это основное правило. Специальность может быть разной: «Химия», «Фундаментальная и прикладная химия», «Педагогическое образование» по профилю «Химия» или «Химия и биология». Предпочтительнее последнее. Педагог по образованию знает не только содержание предмета, но и владеет умениями психолого-педагогической диагностики, методикой преподавания.
Очень важно задать следующий вопрос: «Когда и какие курсы повышения квалификации (КПК) вы проходили?». КПК должны быть актуальными. В первую очередь это профильные курсы, как «Основные приёмы решения олимпиадных задач», «Разбор заданий олимпиады по химии», «Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по химии». Также приветствуется регулярное повышение компетенций в области психологии и педагогики: «Традиции и новации в преподавании химии», «Вовлечение учащихся в обучение», «Методы работы с одарёнными детьми», «Современные информационных технологии в обучении» и многое-многое другое. Наличие Дипломов о переподготовке и Удостоверений о повышении квалификации говорит о том, что репетитор ответственно относится к своей работе.
ВОПРОС ВТОРОЙ: Есть ли у вас опыт в подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ по химии? или Есть ли у вас опыт по подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде по химии?
Лучше выбрать репетитора, который специализируется на чем-то конкретном: подготовке к ЕГЭ и ГИА, к Всероссам по химии, к поступлению в вуз и сдаче дополнительных профильных экзаменов.
Например, вы ищете репетитора для успешной сдачи итоговой аттестации по химии. Химия относится к тем предметов, где организаторы вносят изменения чуть ли не каждый год. Так в 2017 году изменилась сама структура ЕГЭ по химии. Заданий, где предполагалось выбор одного правильного варианта, больше нет. Теперь в заданиях необходимо выбрать как минимум два ответа. Общее количество заданий стало меньше. Репетитор должен быть в курсе этих изменений. Более того, он должен разбираться в нюансах оформления ответов и заполнения бланков, так как именно при оформлении допускаются много обидных ошибок. Как известно, задания из первой части, которые проверяет компьютер, апелляции не подлежат. Больше всех о нововведеиях в области ЕГЭ знают школьные учителя и репетиторы крупных центров по подготовке к ЕГЭ.
Если ваша цель – победа во Всероссе или «перечневых» олимпиадах, за помощью лучше обратиться к преподавателю из вуза. Допустим, вы готовитесь к перечневым олимпиадам. Выберите преподавателя из вуза-организатора олимпиады. Кстати, нередко вузы, организующие «перечневые» олимпиады, проводят собственые курсы по подготовке к состязаниям.
У преподавателей вузов большой опыт работы с нестандартным материалом. Олимпиада не экзамен, здесь нет таких вопросов, как «Что такое щелочь?», «Что такое валентность?» или «Что произойдет, если смешать кислоту и основание?». Олимпиадные задания – это вопросы на логику, это задачи, которые проверяют эрудицию участника, это проблемы с нестандартным решением.
Вузовские преподаватели знакомы с критериями оценки работ, они в курсе нюансов проведения вузовских состязаний. Так, Всеросс по химии затрагивает не весь круг тем, а только неорганику, органику, аналитику, физхимию и кристаллохимию. А вузовские олимпиады по хими часто посвящены одной конкретной теме, например, «Физхимии. Термодинамике». Репетитор, владеющий такой информацией, эффективнее подготовит олимпиадника.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: Сколько ваших учеников успешно сдали ЕГЭ? или Скольких призеров Всеросса вы подготовили?
Сколько учеников было у репетитора за определённый период времени? Какие цели ставились, каковы результаты работы с репетитором? Но нельзя довольствоваться только информацией, полученной из уст репетитора. Не стесняйтесь, попросите отзывы и рекомендации, контакты бывших учеников. Обязательно поговорите с бывшими клиентами репетитора.
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: Где будут проходить практические занятия?
Химия – специфический предмет. Для изучения некоторых тем недостаточно наглядных пособий, важно проводить опыты с использованием специальных приборов и реактивов. Тем более задания на мысленный эксперимент могут встречаться и в теоретических заданиях. Если выпускник никогда не держал в руках приборы, не наблюдал за реакциями, не занимался приготовлением растворов – сложно сдать ЕГЭ на высокий балл или пройти дальше школьного этапа олимпиады.
У репетитора должен быть доступ к школьным или вузовским лабораториям. Как альтернатива, репетитор по химии может предложить виртуальные лаборатории, но ресурс должен быть очень качественным.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: Какие УМК, дополнительные материалы и электронные ресурсы по химии вы используете?
Для подготовки к итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) эксперты советуют использовать учебники для профильных классов. Учебники по химии базового уровня не подходят для этих целей. Поэтому обратите внимание, присутствует ли на УМК, предложенном репетитором, слова «профильный» или «углублённый».
Второе, на что необходимо обратить внимание – это качество УМК. Качество гарантирует Минобр. После общения с репетитором проверьте, есть ли УМК, которые он перечислил, в перечне пособий и учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России.
Аналогичная ситуация с дополнительными материалами, тестовыми базами и тренажерами. Контент должен быть качественным. В качестве тестовой базы эксперты рекомендуют использовать официальный сайт ФИПИ и ресурсы по химии, опубликованные на сайте edu.ru. Например, виртуальные лаборатории, ресурсы с конспектами, с видео реальных экспериментов (вот один из них «Дети и наука»). Ещё, крупные издательства («Дрофа», «Просвещение») ежегодно публикуют сборники тестов, задачники с ответами и практикумы для подготовки к ЕГЭ.
Репетитор по подготовке к олимпиадам по химии должен предложить не только учебники химии профильного уровня, но вузовские пособия. Также существует много хороших и качественных сайтов с тестовыми заданиями повышенного уровня. Например, Портал фундаментального химического образования России (www.chem.msu.ru), где можно найти задания и решения теоретического и экспериментального туров прошлых лет Всеросса по химии. На этом же сайте выложены задания Международной олимпиады по химии и многих других крупных состязаний в области химии. Среди ресурсов, рекомендованных специалистами ВОШ по химии, есть и такие, как Виртуальная Химическая Школа (him-school.ru), где полезным будет каталог мультимедиа-уроков с экспериментами, или сайт www.bfnm.ru, где можно найти материалы тренингов по подготовке к Всероссу по химии.
С вузовскими олимпиадами по химии проще: методические рекомендации, задания прошлых лет и даже сканеры работ победителей и призеров легко найти на официальных сайтах перечневых олимпиад, либо на сайтах организаторов-вузов.
Все другие ресурсы и источники, которые предлагает репетитор, необходимо проверить, проконсультировавшись со школьным учителем или экспертом в области ЕГЭ и школьных олимпиад.