К абитуриентам, поступающим на музыкальные специальности в колледжи и училища, предъявляются такие же требования, как и к выпускникам детских музыкальных школ. Но иметь диплом об окончании школы искусств необязательно. Достаточно обладать соответствующим объемом знаний и умений. Однако при поступлении на большинство специальностей в консерватории и музыкальные академии без среднего специального образования не обойтись. Особенно высокие требования предъявляются к абитуриентам дирижерских отделений.
Наличие таланта, способностей, уровень музыкально-теоретической, вокальной и (или) инструментально-исполнительской подготовки поступающих проверяется на обязательных вступительных испытаниях творческой и профессиональной направленности.
Экзамены для поступления на разные направления подготовки имеют свою специфику и отличаются по сложности. Однако можно выделить кое-что общее. Как правило, это проверка знаний по теории музыки (сольфеджио, гармония), коллоквиум (собеседование) по специальности и исполнение сольной программы.
В сольную программу для поступающих на певческие отделения входит исполнение народных песен, арий, романсов. Будущие инструменталисты исполняют музыкальные произведения разных форм, композиторы - собственные сочинения. Дирижеры демонстрируют и уровень владения музыкальным инструментом (фортепиано), и вокальные данные, и навыки управления хором.
Знания сольфеджио проверяются как письменно, так и устно. Обычно абитуриентам предлагается написать музыкальный диктант, прочитать с листа мелодию (спеть или сыграть), определить на слух интервалы, лады, тональность мелодии и другое. На собеседовании абитуриент демонстрирует образовательный и культурный уровень, эрудицию в области смежных искусств.
В музыкальные колледжи на такие специальности, как «Вокальное искусство» и «Искусство народного пения», принимаются абитуриенты, не имеющие начального музыкального образования. Вместо испытаний по теории музыки они проходят проверку музыкально-слуховых данных и чувства ритма (умения правильно воспроизводить голосом музыкальные звуки различной высоты, спеть проигрываемые на фортепиано отдельные звуки, небольшие мелодии, спеть песню, способность запомнить и правильно воспроизвести ритм простейшей мелодии). Абитуриенты вокальных отделений часто проходят еще и проверку профессионального состояния голосового аппарата у врача-фониатора.
__________________________
Это может быть интересным: