Выпускникам, писавшим итоговое сочинение 3 мая 2017 года, были предложены следующие темы (по тематическим направлениям)
Разум и чувство
- Можно ли выплёскивать чувства наружу?
- Всегда ли следует доверять доводам разума?
- Возможно ли в жизни подчиняться только голосу разума?
- Когда разум может оказаться сильнее чувств?
- Достижима ли гармония чувства и разума?
- К каким последствиям может привести конфликт между чувствами и разумом?
- Какую роль в жизни человека играют чувства?
- Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?
- Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?
- Когда чувства мешают человеку поступить разумно?
- Что, вслед за А.С. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»?
Честь и бесчестие
- Кого можно назвать человеком чести?
- Актуально ли понятие чести для современного человека?
- Как Вы понимаете слово «честь»?
- Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
- Честь – это норма или принцип одиночек?
- Что означает «идти дорогой чести?»
- Честь и совесть: как связаны эти понятия?
- В чём разница между честным человеком и человеком чести?
- Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
- Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?
- Почему надо «беречь честь смолоду»?
Победа и поражение
- В чём проявляется великодушие победителя?
- Что значит победа над самим собой?
- Когда поражение закаляет характер человека?
- Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?
- Согласны ли Вы с выражением: «победителей не судят»?
- Можно ли прийти к победе, не испытав поражений?
- Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
- Какой противник достоин уважения?
- Что можно и нужно побеждать в самом себе?
- Когда нужно стремиться к победе любой ценой?
- Всегда ли поражение – это трагедия для побеждённого?
Опыт и ошибки
- Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
- Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
- Почему важно уметь признавать свои ошибки?
- Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
- Какие ошибки можно считать непоправимыми?
- Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
- Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
- Можно ли учиться на чужих ошибках?
- Какие ошибки можно назвать ценными?
- Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
- Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
Дружба и вражда
- Может ли дружба обернуться враждой?
- Зачем человеку друзья?
- Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?
- В чём разница между другом и приятелем?
- Можно ли прожить без дружбы?
- Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
- Какие качества раскрывает в человеке дружба?
- Что может помешать дружбе?
- Как отличить истинную дружбу от ложной?
- В каких обстоятельствах проверяется дружба?
- Что значит уметь дружить?
____________
Читайте также: