Темы итогового сочинения на 7 декабря 2016 года по тематическим направлениям:
«Разум и чувство»
- Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
- Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
- Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
- Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
- Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
- Над какими чувствами разум может быть не властен?
- Когда разум и чувство борются в человеке?
- Когда нужно сдерживать душевные порывы?
- Как разум и чувства влияют на поступки человека?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
«Честь и бесчестие»
- Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
- «Досадно мне, коль слово "честь" забыто…» (В.С. Высоцкий).
- Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
- Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
- Какой поступок можно назвать бесчестным?
- Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
- Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
- Почему человеку важно не запятнать свою честь?
- Что может привести человека к бесчестному поступку?
- Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Какими качествами должен обладать человек чести?
«Победа и поражение»
- Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
- Что значит достойно пережить поражение?
- Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
- Всегда ли победа возвышает победителя?
- Можно ли добиваться победы любыми средствами?
- Какие уроки можно извлечь из поражения?
- Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
- Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
- Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
- Только ли горечь несут человеку поражения?
- Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
«Опыт и ошибки»
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
- Что значит «учиться на горьком опыте»?
- Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
- Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
- В чём ценность исторического опыта?
- Нужно ли анализировать свои ошибки?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
- Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
«Дружба и вражда»
- Может ли дружба принести человеку разочарование?
- Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему человек стремится обрести друзей?
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
- В чём причины вражды между людьми?
- Что разрушает дружбу?
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
- Когда непонимание между людьми приводит к вражде?