Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Все, что не слово - музыка

03 Декабрь 2010
Тематика: Музыка, Культура и искусство

Георгий Долмазян: «Режиссура затягивает»

C древних времен театр притягивает и завораживает нас своим мистицизмом. Говорить о нем можно бесконечно. Приоткрыть тайны театра для нас согласился лауреат конкурса актерской песни им. Андрея Миронова, автор музыки к спектаклям «Кабаре 03», «Изобретательная Влюбленная», «Проделки Скапена», «Я с нею познакомлюсь», «Удача по скрипке», «Троянский VIRU$» - Георгий Долмазян - режиссер и музыкальный руководитель театра МОСТ (Московский Открытый Студенческий Театр).

- Георгий , расскажи, как вообще у тебя возникла мысль связать свою жизнь с музыкой и театром?

- Все произошло совершенно случайно. Я не из классической семьи технарей, и отношения к искусству мои родители не имели. Но классе в восьмом за мной прочно закрепилась кличка «артист», мне легко было не то, что обманывать, а разыгрывать школьных учителей. Все это шло на уровне подсознания. В старших классах я  решил поступать в театральный, но узнав о моих намерениях, отец просто не поверил, по его мнению, актер - это не профессия, папа был уверен, что я пойду по его стопам. Я уступил - пошел в политехнический. Но с природой воевать невозможно, поэтому уже через год обучения я начал посещать кружки самодеятельности, а потом поступил в студию Камерного театра. Меня увлекало все, что связано с театром и музыкой. Творчество бурлило во всех частях тела и остановить этот процесс было уже невозможно.

- А как ты попал в театр МОСТ?

- В 1993 году я приехал в Москву учится в геолого-разведочном институте, но понимал, что заниматься буду совсем другим. Полгода ходил на на актерские курсы на Бережковской набережной, где преподавали артисты из Вахтанговского театра и как-то случайно, от знакомых я услышал о студенческом театре МГУ*, о том, сколько известных имен** с ним связано, от Ролана Быкова и Аллы Демидовой, до Марка Захарова и Романа Виктюка, и что они не были профессионалами, когда начинали свой театральный путь и решил, что туда надо обязательно попасть. Приблизительно в это же время чудом попал на фантастический спектакль Григория Горина «Помниальная молитва» с Евгением Леоновым в театре Ленком. Постановка произвела на меня колоссальное впечатление и тогда принял судьбоносное решение заниматься только театром. На следующий день поехал на Большую Никитскую, дом 1, где творил коллектив театра МГУ. Зашел на пять минут просто из любопытства, а остался вот уже на 16 лет. Тогда в театре бурлила какая-то невроятная молодеж во главе с режиссером Евгением Славутиным, из которой потом вышли звезды первой величины: Ирина Богушевкая, Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай», Максим Галкин и другие. Уникальная система Евгения Иосифовича творила чудеса: вчерашние медики, журналисты, физики, математики, философы за несколько месяцев обучения превращались в первоклассных актеров. И сейчас, через столько лет, я постоянно слежу за ним и удивляюсь не меньше чем тогда, его умению открыть в человеке художника.

- В режиссуру ты пришел со сцены, и сейчас еще появляешься в ряде спектаклей, но в какой роли тебе комфортнее – актер или режиссер?

- На сцену мне все сложно и сложнее выходить, хотя раньше я с ума по ней сходил — внутри гремела звенела актерская природа. Она и сейчас осталась, но гораздо больше стала мне интересна оборотная сторона сцены — сидеть в световой рубке и смотреть со стороны на свое детище. Режиссура увлекла меня 7 лет назад: в какой-то момент что-то внутри щелкнуло и мгновенно запустился механизм. Целей никаких не ставил, только сам процесс, познание себя и мира через актеров, и буквально через несколько репетиций понял, что без этого просто не смогу. То, что я тогда ставил, казалось мне гениальным, а сегодня кажется смешным, но зрители ходили. Сейчас режиссура мой возжух, вода и хлеб. Мой образ жизни. Сцена перестала меня тянуть, хотя как актер и певец я занят только в постановках нашего театра «Изобретательная влюблюенная» и «Аэропорт», а своих актеров пугаю ужасами, чтобы даже и не пробовали что-то поставить, а то затянет. Мне нравится невероятная отвественность режиссерской профессии. Мне кажется нет другой такой интересной профессии на свете. В какой-то момент для меня все исчезло безвозвратно, и ничем другим кроме режиссуры заниматься уже просто не смогу.

- Любое ли произведение можно поставить на сцене?

- В общем-то да. Постоянно шучу, что смогу поставить даже телефонную книгу, но вопрос в том, нужно ли это. Постановки только ради забавы, или галочки не имеют смысла. Они изначально будут мертвыми. В каждой пьесе нужно найти, раскрыть что-то актуальное и важное. Бывает так, что, когда меня что-то сильно волнует, и я понимаю, что это будет интересно многим, я внезапно вспоминаю какую-то пьесу и понимаю, что в ней это есть. Например сейчас я работаю над спектаклем «Аттракцион» (премьера через месяц) по мотивам «Взятия Измаила» Михаила Шишкина и «Чайки» Чехова. Оба эти произведения удачно переплелись в сценарий о том, что сейчас происходит с нами на уровне человека и государства: тотальное одиночество и борьба за власть. Люди перестали открывать друг друга, нам все заменил интернет, общение ограничивается оценками фото и короткими сообщениями — это бездуховное вакуумное одиночество. А тем временем идет битва за власть, в условиях когда человек никто — и тогда нет страны.

Действительно, поставить можно все, но есть «безнадежная» литература, которая очень любит пркрываться под лозунгом «Новая драма» или «Новое слово», например. Мне по почте много всего приходит, но я в основном отказываюсь. Нелепо выглядит, когда люди пытаются изобрести то, что давно уже существует, используя при этом мат и жаргон. Человеческие отношения и жизненные конфликты не исчезли, со времен греческих трагедий они остались те же. Самое ужасное, что в этих так называемой «новой литературе» нет самого главного: художественного пространства и слова, того, что всегда было в русском театре, поэтому на сцене такие произведения разваливаются на маленькие беспомощние отрывки. Очень хочется поставить пьесу хорошего современного автора и общаться с ним. Надеюсь в ближайшее время познакомиться с Михаилом Шишкиным, он по своему владению словом выгодно отличается от большинства современных писателей.

- Ты музыкальный руководитель театра, скажи, в любой ли постановке уместно использовать музыку и есть ли такие пьесы, где она не нужна совсем?

- Музыка обязательно должна быть. Можно ничего не говорить выйти на сцену под определенную музыку поднять руку, и зрителю будет все понятно, он будет рыдать или смеяться. Слово работает на одном регистре, а музыка — на другом. Но использовать ее нужно с умом, ведь музыка — вещь коварная: правильно организованное музыкальное пространство может спасти плохой спектакль и наоборот. Меня возмущает, как бездарно используют во многих театрах музыкальное сопровождение выходовуходов артистов. Мне в этом смысле повезло, что я до театра много лет занимался музыкой и могу свободно использовать любой отрывок из любого произведения так, что зритель его даже не узнает, и при этом он сыграет на раскрытие конфликта.

Думаю, возможно и такое, но это все равно будет музыка — музыка тишины, организованное ритмическое пространство. Вообще все, что не слово — уже музыка. Да и слово тоже!

- А такое явление как мюзикл прижилось на российской сцене или осталось для нас чужеродным?

- Мюзикл — инородное тело. Даже те мюзиклы, что идут у нас сильно отличаются от западных. Наших актеров этому никто не учил и не учит, тогда как Нью-Йорке есть целая огромная индустрия работает на этот жанр. Для американцев это национальный жанр, в силу их восприятия, нам ближе и привычнее рок-опера, оперетта, музыкальный спектакль. В отличие от театральных постановок, идущих десятилетиями, российские мюзиклы — вещи прокатные, созданные в первую очередь для отбивания денег, они интересны в определенное время, момент. У нас они не приживаются и воспринимаются как гастроли, публика идет на них провести вечер. Там все шаблонно и примитивно: есть завязка, развязка и эффектный финал, в промежутках песни и танцы главных героев. Хорошо, что прошла тотальная увлеченность театров этим явлением. Это на Западе зритель идет в театр, чтобы увидеть шоу, удивиться, восхититься, а русский человек, как бы ни хотел развлечься, ему нужны мысль и слово.

- Однако современный театр идет к синтезу искусств или остается классическим?

- Сам по себе театр уже синтез искусств. Было время, когда всем казалось нужно использовать максимум эффектов. С наступлением  века высоких технологий почти все театры увлеклись ими, боялись проиграть кинематографу, но слава Богу, это постепенно проходит. Театр может вобрать в себя даже элементы кино. Но театр остается театром. Русский театр, в отличие от западного — это триада: автор — актер — зритель. Режиссер и его личная роль на заднем плане. Как бы кто ни увлекался эффектами, русский человек приходит в театр за размышлениями, духовными исканиями. И если нет социальности, то интерес к пьесе теряется. Театр, пожалуй, единственное место, где можно обсудить социальные проблемы. Телевидение превратилось в агитпром. Словом, нужно избегать крайностей, грамотно использовать и актера, и технику, и музыку, и, главное, рекцию зрителя. А бежать за технологиями, значит изменить театру.

- Актер сегодня должен уметь все: петь, танцевать, играть на инструментах, или это не важно?

- Это зависит от линии театра и режиссера. Я поклонник таких актеров. Для меня идеальное явление — это Андрей Миронов или Александр Абдулов. Разносторонние умения дают свободу и актеру и режиссеру, можно использовать массу возможностей, и еще остается запас. Но и это совершенно не обязательно. Типажность остается: кто-то будет мыслителем, кто-то — клоуном, желательно иметь в арсенале все варианты и правильно их использовать. Хотя, конечно же аткер, умеющий играть на скрипке или владеющий пианино, всегда будет иметь лишную козырную карту в рукаве.

- Кто твой зритель?

- Определять или ограничивать зрительский круг не стоит. Я не люблю такую популярную фразу «Сегодня плохой зритель». Мы не выбираем родственников, не выбираем и зрителей. Может, я и хочу, чтобы на мои спектакли ходили исключительно 25-40 летние люди с высшим образованием, со знанием 3-х иностранных языков, начитанные и в очках, но пусть лучше приходят все. Каждый должен найти что-то для себя. Нужно уметь подать произведение так, чтобы все поняли, а если кто-то что-то не понял, то это его не оскорбило бы, а подтолкнуло к самообразованию. У зрителя, который чего-то недопонял должно возникнуть желание покопаться в теме, наверстать что-то упущено раньше, узнать что-то новое. Однако нельзя навязывать своего мнения, я не имею права учить человека жизни, решения он должен принимать сам — я могу только показать типичную ситуацию, в которой кто-то себя узнает.

Нельзя не использовать реального человека, сидящего в зале. Ведь вся энергия актера находится там, и та или иная реакция зрителя может повернуть ход постановки. Один и тот же спектакль меняется в зависимости о того, кто сидит перед сценой.

- Как ты относишься к провинциальному театру ? При каких условиях ты согласился бы работать в в провинции?

- Крайне положительно. Я часто посещаю разные театральные фестивали, где бывает масса великолепных постановок. Меня подкупает их непосредственность, чем дальше от центра, тем чище творчество. Театр исключительно ради театра. Другой язык, интонации звучат по-другому. При этом получая мизерные деньги, люди горят этим. Возможно, там нет каких-то потрясающих эффектов, зато бывают интересные находки и идеи, например, пластический театр из Екатеринбурга — такого даже в Европе нет. Я смотрел Чехова в постановке Новосибирского театра — это прелесть, невероятная чистота — только Антон Павлович и актеры.

Для меня это вопрос времени и географических координат, а так, если есть спрос и материал, то я готов. Меня зовут поработать в Нижнем Новгороде, думаю, я соглашусь, при этом никаких особенных условий мне не нужно. Интересно будет поработать с актерами другого типа и социальной обстановки, без жесткого влияния социума. В Москве они постепенно меняются, здесь нельзя быть мягким.

- Расскажи о новых проектах и планах на будущее.

- Мы готовим несколько премьер: «Аттракцион», о котором я уже говорил, «Дежавю» по пьесе М. Бермана в инсценировке Евгения Славутина, моноспектакль «Уроки истории: Наполеон» с Павлом Золотаревым и «Дон Кихот: Реанимация» с потрясающим Евгением Никулиным.

Мы находимся в постоянном поиске, планируем даже постановки для детей. Хотим создать большой театральный центр, где по нашей особой системе любой талантливый человек, который хочет стать актером, сможет открыть себя и научится чему-то. Славутин этим занимается уже 40 лет! И, есественно, абсолютно бесплатно. Вообще мы открыты каждому, постоянно ждем новых людей, поэтому добро пожаловать к нам в Театр МОСТ.

__________________________

Это может быть интересным:

Вузы культуры и искусств

Ссузы культуры и искусств

Специальности вузов культуры и искусств

Специальности ссузов культуры и искусств

Вопросы задавала Марина Францева

фото Кирилла Иосипенко и из архива театра МОСТ


Партнер:Информационный портал «Молодежный экспресс»
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

Знакомство художника Ильи Ефимовича Репина и этого коллекционера относится к самому началу 1870-х г.г. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника, собранных этим меценатом. Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков художника. Репин был одним из главных исполнителей портретных заказов собирателя для его галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. Художник высоко ценил подвижническую деятельность коллекционера, называя ее «колоссальным, беспримерным подвигом», а самую галерею - «чудным памятником». Переписка художника и мецената, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга.

О каком русском меценате идет речь?

Комментарии (4)

1 Оцените комментарий: Ответить
16 Ноябрь 2019 в 01:41
Познавательно.
0 Оцените комментарий: Ответить SELENA
03 Апрель 2011 в 17:20

даааааааааа мечты мечты стать режиссёром
0 Оцените комментарий: Ответить Айгуль
03 Март 2011 в 09:45

Дима! Всё зависит от того, в какой отрасли ты хочешь работать, готов ли получать высшее образование в других городах России и т.д. Существует несколько специальностей высшего профессионального образования, связанных с режиссурой. Это: «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Режиссура кино и телевидения», «Режиссура театра». Воспользуйся нашей базов высших и средних специальных учебных заведений. Выбери необходимые специальности – сайт автоматически выведет необходимые тебе учебные заведения. Подробнее о самой профессии режиссёра можешь прочитать в каталоге профессий: http://www.moeobrazovanie.ru/professions_rezhisser.html
0 Оцените комментарий: Ответить Дима
02 Март 2011 в 13:38

Мечтааааа! Стать режиссером! а какие вузы обучают режиссеров?
Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: