Остались вопросы?Задайте их
в разделе
вопросы
Вопросов:7323
Ответов:31408

Старшеклассникам о выборе профессии

11 Декабрь 2017
Тематика: профориентация, выбор профессии, советы

Рано или поздно каждый школьник задается вопросом: «Кем быть? Какую профессию выбрать?» И от того выбора, который ему предстоит сделать, во многом зависит, каким будет его будущее. Ведь именно профессия дает человеку возможность удовлетворить основные свои потребности, реализовать себя как личность. Поэтому, чтобы избежать ошибок в выборе профессии, необходимо четко представлять не только свои интересы и склонности, но и способности и возможности.

Причинами ошибочного выбора профессии могут быть недостаток знаний, опыта, неправильное отношение к обстоятельствам выбора (например, выбор профессии «за компанию» или по ее престижности, либо по чьему-то совету). В результате – разочарование и необходимость сменить профессию. Или, что еще хуже, - заниматься нелюбимым делом изо дня в день.

Этих ошибок можно избежать, если знать особенности своей нервной системы, познавательных психических процессов, реально представлять собственные способности, а также понимать, насколько они соответствуют требованиям выбранной профессии. Другими словами, при правильном выборе индивидуальные особенности человека соответствуют требованиям профессии.

Перечислим основные ошибки при выборе профессии:

  • разделение на «престижные» и «непрестижные»;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • перенос отношения к человеку на профессию;
  • выбор профессии под чьим-то влиянием;
  • неправильное представление о характере труда в определенной трудовой деятельности;
  • выбор профессии под влиянием определенных обстоятельств;
  • мысли о легкой жизни.

Что же такое «профессия»? Прежде всего, это конкретная деятельность, комплекс функций, которые выполняет человек. В каждой профессии есть свои разновидности труда – специальности – тот комплекс знаний, умений, навыков, которые необходимы для определенного рода в рамках той или иной профессии. Например, «врач» - это профессия, а «терапевт» или «хирург» - специальность.

Профессиональное самоопределение – дело не только важное, но и достаточно кропотливое. Для тех, кому еще только предстоит выбирать профессию, можно предложить следующий алгоритм действий:

  • Определить несколько профессий, которые нравятся, и есть принципиальные возможности для их освоения и дальнейшего трудоустройства.
  • Искать как можно больше информации об этих профессиях.
  • Выяснить мнение родителей, учителей, друзей, проанализировать их.
  • Составить список существенных возможностей профессии (например, возможность общаться со многими людьми, поездки по стране или за рубеж, высокая зарплата и др.).
  • Определить психологические и физические качества, необходимые для каждой из выбранных профессий.
  • С помощью психолога определить свои интересы, склонности, темперамент, особенности памяти, внимания, мышления и др.
  • Прислушаться к своим чувствам, интуиции.
  • Сравнить, взвесить все «за» и «против» профессий, которые нравятся.
  • Сделать выбор. Составить план достижения цели.
  • Уверенно и целенаправленно идти к достижению поставленной цели.

В заключение хотелось бы напомнить всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, о «золотом правиле выбора профессии»: при выборе профессии надо учитывать три основных параметра – «Хочу», «Могу», «Надо».

«Хочу» означает «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»

«Могу» - «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»

«Надо» - «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»

И если на все три вопроса ответ «Да», значит, выбор сделан правильно!

Литература:

  1. Проскура Юрий. Как правильно выбрать профессию. Рекомендации психолога. - https://tv.ua/psychology/proskura/82763-kak-pravilno-vybrat-professiyu-rekomendacii-psikhologa.html.
  2. Система профориентационной работы в школе. - http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/77-education-teachers/1174-sistema-proforientaczionnoj-raboty-v-shkole.
  3. Профессиональное самоопределение. - http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/77-education-teachers/1174-sistema-proforientaczionnoj-raboty-v-shkole.

Автор: Соколова Антонина Михайловна,
практический психолог школы


Источник: «Моё образование». При использовании материала ссылка на статью обязательна.
Следите за важными новостями образования в нашей группе ВКонтакте:
Знаете ли вы...

В Норвегии долгое время символом этих заведений была каменная скульптура в виде головы мавртинанца в чалме и с приоткрытым ртом - Gaper. 

Комментарии (0)

Оставить комментарий
Ваше имя:
Войти через: