3 декабря 2014 года более 600 тысяч человек написали итоговое сочинение по литературе. Для каждого часового пояса был разработан отдельный комплект из 5 тем, соответствующих открытым тематическим направлениям.
Список тем для итогового сочинения, использованных 3 декабря 2014 года:
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
- В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Есть ли среди героев М. Ю. Лермонтова те, кто Вам особенно близок? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
Вопросы, заданные человечеству войной
- Какой опыт даёт человеку война?
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX-XXI вв.)
- «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
- Произведение о войне, которое Вас взволновало.
- Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа... (М.В. Кульчицкий)
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
- Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
- Война: преступление и подвиг.
- Как влияет на сущность человека война?
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
- Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
- Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
- Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
- Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Способна ли природа воспитывать человека?
- Способна ли природа давать подсказки человеку?
- Чему человек может научиться у природы?
- Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
- Почему картины зимы так интересны писателям?
- Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
Спор поколений: вместе и врозь
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
- Роль родительского наставления в жизни человека.
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
- Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
- Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
- В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
Чем люди живы?
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
- Что важнее: любить или быть любимым?
- Чем опасна свобода без ограничений?
- Кого можно считать счастливым человеком?
- Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
- Чем опасно равнодушие?
- Что такое взаимопонимание?
- «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий)
- Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
- Как Вы понимаете слово «долг»?
___________________________
Это может быть интересным: