Крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений PISA раз в три года проводит мировые исследования среди 15-летних школьников. Финансовая грамотность проверяется наряду с математической и естественнонаучной. Она подразумевает набор знаний и умений, которые оцениваются по пяти уровням. В последнем исследовании принимало участие 20 стран, включая Россию. 60 % российских подростков показали третий уровень. Это означает, что наши школьники разбираются в основных финансовых понятиях и терминологии, а также умеют применять знания на практике. Но в сложных финансовых ситуациях они ориентируются хуже, – с трудом даётся прогнозирование последствий финансовых решений.
Большая часть российских школьников имеют собственные деньги, полученные от родителей на карманные расходы или в подарок. Половина подростков, проходивших проверку, пользуется банковскими картами, треть – имеют банковский счёт. Они чувствуют себя уверенно при выполнении таких финансовых операций, как оплата покупки картой, денежный перевод и т.д. Но 14% из них не могут самостоятельно принимать повседневные финансовые решения: выбор тарифа мобильной связи, оценить правильность выставленного счёта или безопасность передачи данных банковской карты третьим лицам.
Огромное значение в воспитании финансовой грамотности школьников имеет семья. Подростки, которые постоянно обсуждают финансовые вопросы с родителями, показали высокие результаты. Значительное влияние оказывают и уроки финансовой грамотности в школе, повышая уверенность учащихся при совершении финансовых операций даже больше, чем общение с родителями на эту тему.
Кроме того, российские школьники, как и учащиеся из других стран, продемонстрировали тесную взаимосвязь уровня своей финансовой грамотности с уровнями читательской и математической грамотности.