Ярмарка моделей ученического самоуправления

1.  Описание  модели ученического самоуправления.

В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера. Как же создать в детском доме и за его пределами такую среду, которая позволит детям не потеряться в сфере человеческих взаимоотношений, обеспечит успешность каждого ребенка в процессе самореализации в социуме, поможет развить самостоятельность в решении личных и общественных проблем?

Опыт и традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой показали, что этот вопрос можно решить путем организации детского самоуправления, которое позволит включить фактически всех воспитанников в гуманистические отношения, реализующиеся в практической деятельности. Поможет ребятам научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы. В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. С 2011 года детский дом всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом воспитательной системы. Приступая к этой работе, мы исходили из того, что самоуправление может являться хорошей площадкой для воспитания активной гражданской позиции и обучения лидерству. Решение этих задач являлось для нашего детского дома приоритетным. Идея создания самоуправления возникла в детском коллективе, она получила поддержку как у воспитанников, так и у воспитателей. Становление самоуправления в детском доме началось с работы инициативной группы старшеклассников, которая предложила провести анкетирование среди воспитанников с целью выявления желающих включиться в творческую работу. Из желающих путем демократических выборов был сформирован Совет старшеклассников. На первом заседании выбрали председателя и сформировали рабочую группу по разработке модели будущего самоуправления.

Модель ученического самоуправления предполагает включение детей в различные виды деятельности – познавательную, творческую, игровую, художественную и другие, и нацелена на гармоничное развитие личности ребёнка, формирование его готовности к жизненному самоопределению, гармонизацию его отношений с окружающей социоприродной средой.

Наша система самоуправления опирается на общечеловеческие ценности: Отечество,  семья,  труд,  милосердие,  культура,  знание.

Основу содержания самоуправления в детском доме составляют следующие направления:

  • расширение представлений о нормах культурной жизни;
  • расширение представлений о различных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни;
  • формирование индивидуального образа жизни,  достойной человека,  и способности корректировать собственную жизнедеятельность.

Самоуправление – целенаправленная,  систематическая,  организованная деятельность воспитанников,  в процессе которой они учатся управлять собой и коллективом, решая задачи жизни детского дома. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности.

В детском доме сложилась хорошая система участия воспитанников «группы риска» в работе органов самоуправления. Отвечая за отдельные участки деятельности своего коллектива, работая в органах самоуправления, участвуя в дежурстве по детскому дому, подростки организуют младших детейна выполнение заданий (в планировании, подготовке, проведении и анализе действий). Участвуя в работе органов самоуправления, выполняя поручения воспитателей и товарищей, дети развивают определённые нравственные качества и черты характера, образующие определённую целостность. И как результат - снижение количества воспитанников, состоящих на учете отделе полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Одним из наиболее важных направлений работы в детском доме является постинтернатное сопровождение выпускников. И в данном случае Совет старшеклассников пришел нам на помощь и выступил с предложением дать возможность нашим выпускникам заниматься в спортивных секциях на базе детского дома. С одной стороны, это позволяет нашим детям более успешно адаптироваться к новым условиям жизни, а с другой стороны – помогает нам отслеживать судьбы выпустившихся ребят.

Высший орган самоуправления - это Конференция. В него входят: директор школы, он является председателем, заместитель директора по воспитательной работе и Председатель Совета старшеклассников детского дома.

1.1.Целеполагание.

При построении модели детского самоуправления были сформулированы цели:

- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации воспитанников в соответствии с их потребностями;

- реализация права воспитанников на участие в управлении Детским домом.

Для достижения этих целей были поставлены задачи:          

  • предоставление воспитанникам реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении Детским домом;
  • развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
  • развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
  • обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;
  • оказание помощи воспитанникам в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление возможно только в коллективе;
  • выявление и развитие творческого потенциала личности каждого воспитанника с учетом его возможностей.

Деятельность органов ученического самоуправления  в нашем детском доме строится на следующих принципах:

  • Демократизма
  • Добровольности
  • Гуманизма
  • Социальной направленности
  • Творчества
  • Вариативности
  • Самоcтоятельности

1.2.Организационный блок

Самоуправление в детском доме имеет несколько уровней:

1 уровеньиндивидуальный.

Каждый воспитанник детского дома имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как в рамках социальной семьи, так и всего детского дома.

2 уровень–  уровень первичного коллектива.

Все воспитанники детского дома  являются членами коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены коллектива каждой социальной семьи, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет семьи. Совет семьи имеет сменный состав,  чтобы каждый воспитанник мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности.

Совет семьи отвечает:

  • за дела внутри семьи,
  • за участие в общих делах детского дома;
  • готовит информацию и предложения в вышестоящие  органы самоуправления.

Высшим органом самоуправления в семье является малые семейные советы, которые собираются раз в неделю, а при необходимости и чаще.

На малом семейном совете:

  • планируется работа семьи;
  • подводится итог работы за определенный промежуток времени;
  • решаются возникшие внеплановые вопросы.

Выборы представителей в Совет старшеклассников проходят следующим образом: все желающие выдвигают свои кандидатуры и представляют свою программу. Затем все члены социальной семьи голосуют за тех, кого считают достойными. Набравшие большинство голосов получают право представлять семью в Совете старшеклассников.

На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с воспитателями семьи, которые представляют интересы педагогического коллектива детского дома.

3 уровень –  уровень коллектива детского дома.

Совет старшеклассников детского дома является центральным органом самоуправления, он  состоит из Председателя и Советов по различным направлениям.Совет старшеклассников - законодательный и представительный орган самоуправления воспитанников, который собирается 1 раз в месяц.

Функциями Совета старшеклассников являются:

  • совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы воспитанников детского дома;
  • разработка проектов новых законов;
  • контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций;
  • контроль выполнения принятых решений;
  • подготовка анализа и предложений на Конференции;
  • анализ работы малых семейных советов.

Протоколы заседаний Совета старшеклассников ведет секретарь.

На первом в новом учебном году заседании Конференции избираются Председатель Совета старшеклассников, заместитель председателя, Советы. Советы  - исполнительные органы  самоуправления, реализующие в практической деятельности цели и задачи, намеченные решениями законодательной власти. Советы собираются раз в неделю в течение всего года.

Функциями Советов являются:

  • коллективное выдвижение идей по семьям;
  • коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей;
  • коллективное планирование и прогнозирование результатов;
  • выбор совета дела, распределение поручений;
  • подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей;
  • проведение дела;
  • коллективный анализ и оценка;
  • коллективное определение перспектив.

Советы руководят важнейшими направлениями жизни детского дома.        

Имеет следующие подразделения:

Совет культуры и досуга:

  • организует традиционные праздники;
  • привлекает воспитанников к участию в досуговых массовых делах.

Совет по спорту:

  • организует работу по поддержанию порядка в спортивном и тренажерном залах;
  • фиксирует спортивные достижения воспитанников детского дома;
  • организует спортивные массовые мероприятия в детском доме;
  • организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.

Совет по  труду:

  • контролирует деятельность дежурных по детскому дому, вносит предложения по ее улучшению;
  • организует воспитанников для помощи детскому дому в различных хозяйственных работах;
  • организует субботники по уборке территории детского дома;
  • организует работу по озеленению территории детского дома, социальных семей;
  • организует летнюю трудовую занятость.

Совет печати и информации:

  • ведет работу по подготовке и публикации сообщений, собирает и обрабатывает информацию других Советов;
  • информирует воспитанников о событиях, происходящих в детском доме,  проводимых  конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;
  • организует оформление детского дома к праздникам.

Совет науки и образования:

  • организует, планирует и проводит познавательные дела в социальных семьях;
  • помогает воспитателям  в проведении методических недель, конкурсов;
  • ведет учет посещаемости школьных занятий;
  • отслеживает результаты успеваемости воспитанников в школе.

Совет по дисциплине:

  • ведет учет посещаемости школьных занятий;
  • контролирует  выполнение правил внутреннего распорядка в детском доме;
  • контролирует ношение школьной формы.

Высшим органом является общее собрание  воспитанников - Конференция, которое собирается один раз в год в сентябре месяце, для решения всех вопросов жизни детского дома:

  • принимает программу деятельности на год;
  • формирует Совет старшеклассников.

Органы ученического самоуправления становятся первыми помощниками педагогов в руководстве учебно-воспитательным процессом.  Самоуправление множит число активных организаторов в коллективе.  Привлечение всей массы воспитанников к управлению различными видами общественно полезной деятельности позволяет повысить уровень работы детского дома.

Важное значение развития самоуправления состоит в том,  что, выступая в роли активных организаторов,  хозяев своего детского дома, воспитанники утверждаются в активной жизненной позиции,  проникаются подлинной ответственностью за состояние дел в детском доме и за свой личный вклад в них.

Самоуправление помогает развивать организаторские качества личности,  вооружает воспитанников навыками и приёмами организаторской деятельности.  

Символика    

ГЕРБ

Цвет Герба – золотистый, цвет новой жизни, новых познаний и начинаний, означает мир и дружбу. 

Рука – символ надежности, защищенности, поддержки, которые дарят взрослые. Дети, старшие и младшие, объединены постоянной, многосторонней заботой друг о друге.

ГИМН 

С ним мы начинаем все наши торжества.

I куплет.

Лишь новое утро придет,

И солнце в окно подмигнет,

Глаза мы откроем в ответ,

И встретим с тобой рассвет.

Веселой гурьбой детвора

Нас в школу проводят сейчас

И скажем опять: «В добрый час!»

Припев.

Наш большой чудесный дом,

Всех согрел своим теплом,

И поэтому мы в нем,

Замечательно живем.

Мои старшие друзья-

Настоящая семья.

Светлых радостей полна,

Наша детская страна.

II куплет.

Печали и радости смех,

И первый хороший успех,

И детские мечты

Все делим с тобой Я и ТЫ.

Вся жизнь впереди, а пока,

Дорога порой нелегка,

В кругу наших верных друзей

Мы смело шагаем по ней.

Припев.

Наш большой чудесный дом,

Всех согрел своим теплом,

И поэтому мы в нем,

Замечательно живем.

Мои старшие друзья-

Настоящая семья.

Светлых радостей полна,

Наша детская страна.

Самоуправленческая общественная деятельность воспитанников пронизывает всю жизнь детей в детском доме, выполняя защитную, морально-этическую, корректирующую и созидательную функции.

Существующее в детском доме самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у детей демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству. Умению действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, Отечества.

Для размещения постоянно действующих органов самоуправления в детском доме имеется методическая  комната на 25 мест, возможность использовать компьютер, копировальную технику, для проведения расширенных заседаний – актовый зал.

Воспитанники считают, что развитие самоуправления в детском доме:

• позволило расширить интерес;
• приобрести навыки общения в режиме реального времени;
• выработать личную ответственность;
• неформально сформировать и сплотить коллективы;
• скоординировать действия ученических коллективов;
• научило культуре деловых отношений;
• научило ведению официальной документации;
• сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);

• обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
• оказало помощь в выборе профессии;
• позволило выявить свои возможности и реализовать их;
• способствовало выявлению лидеров;
• повысило уровень воспитанности ребят.

Воспитатели считают:

нет конфликтов «воспитанник - воспитатель»;

• воспитанники должны принимать участие в жизни детского дома;

• работать с талантливыми детьми - счастье;

• талантливые дети стимулируют профессиональный рост педагога;

• трудных детей нет;

• метод с трудными один - внимание, понимание, контроль, формирование интереса к предмету.

Таким образом, самоуправление в детском доме - необходимый компонент современного воспитания.  Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту детей, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности детей, определяющие их цели и профессиональную ориентацию. Самоуправление способствует раскрытию воспитанников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

1.3. Нормативно - правовой блок.

В число нормативных документов, регулирующих вопросы самоуправления, входят:

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Устав областного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска.
  6. Положение о «Совете старшеклассников».

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Совете Старшеклассников

На основании Положения об ученическом самоуправлении в целях развития демократических взаимоотношений в образовательно-воспитательном процессе, создания благоприятных условий для социального становления их в решении проблем жизни Детского дома формируется орган ученического самоуправления – Совет Старшеклассников.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

       I.          Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано на основе закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребёнка и Устава ОКОУ «Детский дом» г. Курска.

1.2. Высшим органом ученического самоуправления является Конференция, которая проводится не реже одного раза в год.

1.3. Совет старшеклассников (далее – "Совет") является выборным органом ученического самоуправления, действующим в период между Конференциями детского дома.

1.4. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц; на расширенные заседания Совета могут приглашаться представители администрации и воспитатели.

1.5. Совет возглавляет Председатель, избираемый воспитанниками Детского дома на один год.

     II.          Цели и задачи Совета Старшеклассников.

2.1 Целями деятельности Совета являются:

·     обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации воспитанников в соответствии с их потребностями;

·     реализация права воспитанников на участие в управлении Детским домом.

2.2 Задачами деятельности Совета являются:

·        предоставление воспитанникам реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении Детским домом;

·        развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

·        развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

·        обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;

·        оказание помощи воспитанникам в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление возможно только в коллективе;

·        выявление и развитие творческого потенциала личности каждого воспитанника с учетом его возможностей.

 

III. Функции Совета Старшеклассников.

3.1. Выступает от имени воспитанников при решении вопросов жизни Детского дома: изучает и формирует мнение воспитанников по вопросам жизни в Детском доме, представляет позицию воспитанников в органах управления Детским домом (на педагогических советах, на заседаниях Совета профилактики), разрабатывает предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.

3.2. Содействует развитию инициатив воспитанников во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации.

3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов, участвует в решении  проблем, согласовании интересов воспитанников, воспитателей и администрации, организует работу по защите прав воспитанников.

 

IV. Права Совета Старшеклассников.

Совет имеет право:

·        Проводить на территории Детского дома собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия.

·        Размещать на территории Детского дома информацию в отведенных для этого местах (на стенде информации).

·        Направлять в администрацию Детского дома письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.

·        Знакомиться с нормативными документами Детского дома и их проектами и вносить к ним свои предложения.

·        Получать от администрации информацию по вопросам жизни Детского дома.

·        Представлять интересы воспитанников перед администрацией Детского дома, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни Детского дома.

·        Инициировать встречи с директором Детского дома и другими представителями администрации.

·        Проводить среди воспитанников опросы и референдумы.

·        Участвовать в работе Совета профилактики по вопросам нарушения прав, как воспитанников, так и педагогов и работников Детского дома.

·        Организовывать работу общественных приемных Совета, сбор предложений воспитанников, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых воспитанниками проблем перед администрацией Детского дома, другими органами и организациями.

·        Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать воспитанников, администрацию Детского дома и другие органы о принятых решениях.

·        Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц Детского дома, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий Совета Старшеклассников.

·        Вносить в администрацию предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в Детском доме.

·        Вносить в администрацию Детского дома предложения о поощрении и наказании воспитанников, опротестовывать решения администрации Детского дома, касающиеся воспитанников, принятые без учета предложений Совета.

·        Создавать печатные органы.

·        Использовать оргтехнику и другое имущество Детского дома по согласованию с администрацией.

·        Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между воспитанниками,  воспитателями, учителями и администрацией.

·        Вносить предложения в план воспитательной работы Детского дома.

·        Участвовать в формировании составов делегации Детского дома на мероприятия районного и областного уровня.

·        Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Уставом Детского дома.

 

V. Порядок формирования и структура Совета Старшеклассников.

5.1 Состав Совета формируется старшими воспитанниками 8 – 9 классов, делегируемых от социальной семьи в количестве 3 - 4 представителей, путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8 – 9 классов, не являющихся кандидатами в Совет.

5.2 Совет Старшеклассников  избирается сроком на один год.

5.3. В составе Совета действуют как постоянные, так и временные структурные подразделения; могут формироваться комиссии, инициативные группы, советы дела.

5.4. Первое заседание вновь выбранного Совета назначается не позднее 3 дней со дня его избрания.

5.5. Совещание Совета проводятся один раз в месяц, заседания инициативных групп еженедельно.

5.6. Председатель Совета отчитывается о своей работе и работе Совета на Совете Cтаршеклассников, а Совет Cтаршеклассников – на общем собрании – Конференции - детского дома 1 раз в год.

 

VI.  Взаимосвязи с другими органами школьного самоуправления.

6.1 Совет Старшеклассников активно взаимодействует с педагогическим советом, как органом самоуправления педагогического коллектива, исходя из своей компетенции, определенной разделом IV "Права Совета Старшеклассников" данного Положения.

6.2 Совет может принимать участие в работе педагогического совета.

6.3 В состав Совета Старшеклассников могут входить представители детских объединений и общественных организаций, действующих на базе детского дома.

 

VII.  Ответственность Совета Старшеклассников.

7.1 Совет несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций.

7.2. В случае невыполнения указанных задач и функций Совет может быть досрочно переизбран, в соответствии с нормами, указанными в разделе V данного Положения.

 

VIII.   Делопроизводство Совета Старшеклассников.

8.1 Заседания Совета протоколируются секретарем, избранным из членов Совета.

8.2 План работы Совета составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы и предложения членов Совета.

 

IX.  Заключительные положения

9.1 Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.

9.2 Изменения в настоящее Положение вносятся общешкольной ученической конференцией по предложению Совета Старшеклассников.

 

1.4.Содержательный блок.

Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении.

Самоуправление – не цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:

1.     Гражданско-патриотическое – «Забота»:

-        возрождение народных  традиций и обрядов через различные формы работы;

-        любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.

Что можно и нужно для этого сделать?

-        изучать историю города, страны;

-        изучать историю своей родины, стремиться познать дух русского народа, его лучшие черты и традиции;

-        помнить, что самое главное у любого народа – гостеприимство и милосердие к обиженным и оскорбленным;

-        понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей маленькой Земле;

-        помогать пожилым людям;

-        бережно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны;

-        если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.

2.     Трудовое – «Хранители уюта»:

-        воспитать бережное отношение к имуществу, продуктам человеческого труда;

-        развивать эстетическую направленность отношения воспитанников к обслуживающему и производительному труду.

3.     Экологическое – «Земля наш общий дом»:

-     вызвать интерес к изучению природы;

-    участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды.

Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!

-        выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное  начать.

-        каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить  органическое царство красавицы Земли.

-        необходимо любить и ценить свою землю, рационально использовать природные запасы. Нужно учиться глобально мыслить и разумно поступать во имя человечества, во имя природы.

4.     Спортивно-оздоровительное – «Мы со спортом крепко дружим!»


Партнёр: Форум "Лидер молодежного самоуправления"