Ярмарка моделей ученического самоуправления
1. Описание модели ученического самоуправления.
В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умение вести за собой, смелость, доброжелательность, креативность, целеустремленность становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность, то есть обладать позицией лидера. Как же создать в детском доме и за его пределами такую среду, которая позволит детям не потеряться в сфере человеческих взаимоотношений, обеспечит успешность каждого ребенка в процессе самореализации в социуме, поможет развить самостоятельность в решении личных и общественных проблем?
Опыт и традиции – с одной стороны и социальные запросы – с другой показали, что этот вопрос можно решить путем организации детского самоуправления, которое позволит включить фактически всех воспитанников в гуманистические отношения, реализующиеся в практической деятельности. Поможет ребятам научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы. В системе соуправления каждый ребенок может выбрать дело, порученное по своим интересам и способностям, а значит, он вполне может себя реализовать, выполняя свое поручение. Он учится оценивать себя и других. С 2011 года детский дом всерьез занимается вопросами самоуправления как системообразующим элементом воспитательной системы. Приступая к этой работе, мы исходили из того, что самоуправление может являться хорошей площадкой для воспитания активной гражданской позиции и обучения лидерству. Решение этих задач являлось для нашего детского дома приоритетным. Идея создания самоуправления возникла в детском коллективе, она получила поддержку как у воспитанников, так и у воспитателей. Становление самоуправления в детском доме началось с работы инициативной группы старшеклассников, которая предложила провести анкетирование среди воспитанников с целью выявления желающих включиться в творческую работу. Из желающих путем демократических выборов был сформирован Совет старшеклассников. На первом заседании выбрали председателя и сформировали рабочую группу по разработке модели будущего самоуправления.
Модель ученического самоуправления предполагает включение детей в различные виды деятельности – познавательную, творческую, игровую, художественную и другие, и нацелена на гармоничное развитие личности ребёнка, формирование его готовности к жизненному самоопределению, гармонизацию его отношений с окружающей социоприродной средой.
Наша система самоуправления опирается на общечеловеческие ценности: Отечество, семья, труд, милосердие, культура, знание.
Основу содержания самоуправления в детском доме составляют следующие направления:
-
расширение представлений о нормах культурной жизни;
-
расширение представлений о различных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни;
-
формирование индивидуального образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность.
Самоуправление – целенаправленная, систематическая, организованная деятельность воспитанников, в процессе которой они учатся управлять собой и коллективом, решая задачи жизни детского дома. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности.
В детском доме сложилась хорошая система участия воспитанников «группы риска» в работе органов самоуправления. Отвечая за отдельные участки деятельности своего коллектива, работая в органах самоуправления, участвуя в дежурстве по детскому дому, подростки организуют младших детейна выполнение заданий (в планировании, подготовке, проведении и анализе действий). Участвуя в работе органов самоуправления, выполняя поручения воспитателей и товарищей, дети развивают определённые нравственные качества и черты характера, образующие определённую целостность. И как результат - снижение количества воспитанников, состоящих на учете отделе полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Одним из наиболее важных направлений работы в детском доме является постинтернатное сопровождение выпускников. И в данном случае Совет старшеклассников пришел нам на помощь и выступил с предложением дать возможность нашим выпускникам заниматься в спортивных секциях на базе детского дома. С одной стороны, это позволяет нашим детям более успешно адаптироваться к новым условиям жизни, а с другой стороны – помогает нам отслеживать судьбы выпустившихся ребят.
Высший орган самоуправления - это Конференция. В него входят: директор школы, он является председателем, заместитель директора по воспитательной работе и Председатель Совета старшеклассников детского дома.
1.1.Целеполагание.
При построении модели детского самоуправления были сформулированы цели:
- обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации воспитанников в соответствии с их потребностями;
- реализация права воспитанников на участие в управлении Детским домом.
Для достижения этих целей были поставлены задачи:
-
предоставление воспитанникам реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении Детским домом;
-
развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
-
развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
-
обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;
-
оказание помощи воспитанникам в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление возможно только в коллективе;
-
выявление и развитие творческого потенциала личности каждого воспитанника с учетом его возможностей.
Деятельность органов ученического самоуправления в нашем детском доме строится на следующих принципах:
-
Демократизма
-
Добровольности
-
Гуманизма
-
Социальной направленности
-
Творчества
-
Вариативности
-
Самоcтоятельности
1.2.Организационный блок
Самоуправление в детском доме имеет несколько уровней:
1 уровень– индивидуальный.
Каждый воспитанник детского дома имеет право избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого дела, как в рамках социальной семьи, так и всего детского дома.
2 уровень– уровень первичного коллектива.
Все воспитанники детского дома являются членами коллектива, поэтому основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью, решаются в первичном коллективе. Все члены коллектива каждой социальной семьи, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Каждая группа выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из представителей составляется Совет семьи. Совет семьи имеет сменный состав, чтобы каждый воспитанник мог испытать свои возможности, проявить инициативу в любой деятельности.
Совет семьи отвечает:
-
за дела внутри семьи,
-
за участие в общих делах детского дома;
-
готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления.
Высшим органом самоуправления в семье является малые семейные советы, которые собираются раз в неделю, а при необходимости и чаще.
На малом семейном совете:
-
планируется работа семьи;
-
подводится итог работы за определенный промежуток времени;
-
решаются возникшие внеплановые вопросы.
Выборы представителей в Совет старшеклассников проходят следующим образом: все желающие выдвигают свои кандидатуры и представляют свою программу. Затем все члены социальной семьи голосуют за тех, кого считают достойными. Набравшие большинство голосов получают право представлять семью в Совете старшеклассников.
На этом уровне ученическое самоуправление взаимодействует непосредственно с воспитателями семьи, которые представляют интересы педагогического коллектива детского дома.
3 уровень – уровень коллектива детского дома.
Совет старшеклассников детского дома является центральным органом самоуправления, он состоит из Председателя и Советов по различным направлениям.Совет старшеклассников - законодательный и представительный орган самоуправления воспитанников, который собирается 1 раз в месяц.
Функциями Совета старшеклассников являются:
-
совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы воспитанников детского дома;
-
разработка проектов новых законов;
-
контроль за соблюдением имеющихся законов, традиций;
-
контроль выполнения принятых решений;
-
подготовка анализа и предложений на Конференции;
-
анализ работы малых семейных советов.
Протоколы заседаний Совета старшеклассников ведет секретарь.
На первом в новом учебном году заседании Конференции избираются Председатель Совета старшеклассников, заместитель председателя, Советы. Советы - исполнительные органы самоуправления, реализующие в практической деятельности цели и задачи, намеченные решениями законодательной власти. Советы собираются раз в неделю в течение всего года.
Функциями Советов являются:
-
коллективное выдвижение идей по семьям;
-
коллективное обсуждение и отбор приемлемых идей;
-
коллективное планирование и прогнозирование результатов;
-
выбор совета дела, распределение поручений;
-
подготовка дела, инструктаж и обучение исполнителей;
-
проведение дела;
-
коллективный анализ и оценка;
-
коллективное определение перспектив.
Советы руководят важнейшими направлениями жизни детского дома.
Имеет следующие подразделения:
Совет культуры и досуга:
-
организует традиционные праздники;
-
привлекает воспитанников к участию в досуговых массовых делах.
Совет по спорту:
-
организует работу по поддержанию порядка в спортивном и тренажерном залах;
-
фиксирует спортивные достижения воспитанников детского дома;
-
организует спортивные массовые мероприятия в детском доме;
-
организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.
Совет по труду:
-
контролирует деятельность дежурных по детскому дому, вносит предложения по ее улучшению;
-
организует воспитанников для помощи детскому дому в различных хозяйственных работах;
-
организует субботники по уборке территории детского дома;
-
организует работу по озеленению территории детского дома, социальных семей;
-
организует летнюю трудовую занятость.
Совет печати и информации:
-
ведет работу по подготовке и публикации сообщений, собирает и обрабатывает информацию других Советов;
-
информирует воспитанников о событиях, происходящих в детском доме, проводимых конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;
-
организует оформление детского дома к праздникам.
Совет науки и образования:
-
организует, планирует и проводит познавательные дела в социальных семьях;
-
помогает воспитателям в проведении методических недель, конкурсов;
-
ведет учет посещаемости школьных занятий;
-
отслеживает результаты успеваемости воспитанников в школе.
Совет по дисциплине:
-
ведет учет посещаемости школьных занятий;
-
контролирует выполнение правил внутреннего распорядка в детском доме;
-
контролирует ношение школьной формы.
Высшим органом является общее собрание воспитанников - Конференция, которое собирается один раз в год в сентябре месяце, для решения всех вопросов жизни детского дома:
-
принимает программу деятельности на год;
-
формирует Совет старшеклассников.
Органы ученического самоуправления становятся первыми помощниками педагогов в руководстве учебно-воспитательным процессом. Самоуправление множит число активных организаторов в коллективе. Привлечение всей массы воспитанников к управлению различными видами общественно полезной деятельности позволяет повысить уровень работы детского дома.
Важное значение развития самоуправления состоит в том, что, выступая в роли активных организаторов, хозяев своего детского дома, воспитанники утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются подлинной ответственностью за состояние дел в детском доме и за свой личный вклад в них.
Самоуправление помогает развивать организаторские качества личности, вооружает воспитанников навыками и приёмами организаторской деятельности.
Символика
ГЕРБ
Цвет Герба – золотистый, цвет новой жизни, новых познаний и начинаний, означает мир и дружбу.
Рука – символ надежности, защищенности, поддержки, которые дарят взрослые. Дети, старшие и младшие, объединены постоянной, многосторонней заботой друг о друге.
ГИМН
С ним мы начинаем все наши торжества.
I куплет.
Лишь новое утро придет,
И солнце в окно подмигнет,
Глаза мы откроем в ответ,
И встретим с тобой рассвет.
Веселой гурьбой детвора
Нас в школу проводят сейчас
И скажем опять: «В добрый час!»
Припев.
Наш большой чудесный дом,
Всех согрел своим теплом,
И поэтому мы в нем,
Замечательно живем.
Мои старшие друзья-
Настоящая семья.
Светлых радостей полна,
Наша детская страна.
II куплет.
Печали и радости смех,
И первый хороший успех,
И детские мечты
Все делим с тобой Я и ТЫ.
Вся жизнь впереди, а пока,
Дорога порой нелегка,
В кругу наших верных друзей
Мы смело шагаем по ней.
Припев.
Наш большой чудесный дом,
Всех согрел своим теплом,
И поэтому мы в нем,
Замечательно живем.
Мои старшие друзья-
Настоящая семья.
Светлых радостей полна,
Наша детская страна.
Самоуправленческая общественная деятельность воспитанников пронизывает всю жизнь детей в детском доме, выполняя защитную, морально-этическую, корректирующую и созидательную функции.
Существующее в детском доме самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у детей демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству. Умению действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, Отечества.
Для размещения постоянно действующих органов самоуправления в детском доме имеется методическая комната на 25 мест, возможность использовать компьютер, копировальную технику, для проведения расширенных заседаний – актовый зал.
Воспитанники считают, что развитие самоуправления в детском доме:
• позволило расширить интерес;
• приобрести навыки общения в режиме реального времени;
• выработать личную ответственность;
• неформально сформировать и сплотить коллективы;
• скоординировать действия ученических коллективов;
• научило культуре деловых отношений;
• научило ведению официальной документации;
• сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);
• обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);
• оказало помощь в выборе профессии;
• позволило выявить свои возможности и реализовать их;
• способствовало выявлению лидеров;
• повысило уровень воспитанности ребят.
Воспитатели считают:
• нет конфликтов «воспитанник - воспитатель»;
• воспитанники должны принимать участие в жизни детского дома;
• работать с талантливыми детьми - счастье;
• талантливые дети стимулируют профессиональный рост педагога;
• трудных детей нет;
• метод с трудными один - внимание, понимание, контроль, формирование интереса к предмету.
Таким образом, самоуправление в детском доме - необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту детей, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности детей, определяющие их цели и профессиональную ориентацию. Самоуправление способствует раскрытию воспитанников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.
1.3. Нормативно - правовой блок.
В число нормативных документов, регулирующих вопросы самоуправления, входят:
-
Всеобщая декларация прав человека.
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конституция Российской Федерации
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Устав областного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска.
-
Положение о «Совете старшеклассников».
ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете Старшеклассников
На основании Положения об ученическом самоуправлении в целях развития демократических взаимоотношений в образовательно-воспитательном процессе, создания благоприятных условий для социального становления их в решении проблем жизни Детского дома формируется орган ученического самоуправления – Совет Старшеклассников.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
I. Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основе закона РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребёнка и Устава ОКОУ «Детский дом» г. Курска.
1.2. Высшим органом ученического самоуправления является Конференция, которая проводится не реже одного раза в год.
1.3. Совет старшеклассников (далее – "Совет") является выборным органом ученического самоуправления, действующим в период между Конференциями детского дома.
1.4. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц; на расширенные заседания Совета могут приглашаться представители администрации и воспитатели.
1.5. Совет возглавляет Председатель, избираемый воспитанниками Детского дома на один год.
II. Цели и задачи Совета Старшеклассников.
2.1 Целями деятельности Совета являются:
· обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации воспитанников в соответствии с их потребностями;
· реализация права воспитанников на участие в управлении Детским домом.
2.2 Задачами деятельности Совета являются:
· предоставление воспитанникам реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении Детским домом;
· развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;
· развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
· обучение органов ученического самоуправления активным формам работы по приоритетным направлениям воспитания;
· оказание помощи воспитанникам в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление возможно только в коллективе;
· выявление и развитие творческого потенциала личности каждого воспитанника с учетом его возможностей.
III. Функции Совета Старшеклассников.
3.1. Выступает от имени воспитанников при решении вопросов жизни Детского дома: изучает и формирует мнение воспитанников по вопросам жизни в Детском доме, представляет позицию воспитанников в органах управления Детским домом (на педагогических советах, на заседаниях Совета профилактики), разрабатывает предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса.
3.2. Содействует развитию инициатив воспитанников во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации.
3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов, участвует в решении проблем, согласовании интересов воспитанников, воспитателей и администрации, организует работу по защите прав воспитанников.
IV. Права Совета Старшеклассников.
Совет имеет право:
· Проводить на территории Детского дома собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия.
· Размещать на территории Детского дома информацию в отведенных для этого местах (на стенде информации).
· Направлять в администрацию Детского дома письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы.
· Знакомиться с нормативными документами Детского дома и их проектами и вносить к ним свои предложения.
· Получать от администрации информацию по вопросам жизни Детского дома.
· Представлять интересы воспитанников перед администрацией Детского дома, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни Детского дома.
· Инициировать встречи с директором Детского дома и другими представителями администрации.
· Проводить среди воспитанников опросы и референдумы.
· Участвовать в работе Совета профилактики по вопросам нарушения прав, как воспитанников, так и педагогов и работников Детского дома.
· Организовывать работу общественных приемных Совета, сбор предложений воспитанников, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых воспитанниками проблем перед администрацией Детского дома, другими органами и организациями.
· Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать воспитанников, администрацию Детского дома и другие органы о принятых решениях.
· Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц Детского дома, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий Совета Старшеклассников.
· Вносить в администрацию предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в Детском доме.
· Вносить в администрацию Детского дома предложения о поощрении и наказании воспитанников, опротестовывать решения администрации Детского дома, касающиеся воспитанников, принятые без учета предложений Совета.
· Создавать печатные органы.
· Использовать оргтехнику и другое имущество Детского дома по согласованию с администрацией.
· Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между воспитанниками, воспитателями, учителями и администрацией.
· Вносить предложения в план воспитательной работы Детского дома.
· Участвовать в формировании составов делегации Детского дома на мероприятия районного и областного уровня.
· Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Уставом Детского дома.
V. Порядок формирования и структура Совета Старшеклассников.
5.1 Состав Совета формируется старшими воспитанниками 8 – 9 классов, делегируемых от социальной семьи в количестве 3 - 4 представителей, путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8 – 9 классов, не являющихся кандидатами в Совет.
5.2 Совет Старшеклассников избирается сроком на один год.
5.3. В составе Совета действуют как постоянные, так и временные структурные подразделения; могут формироваться комиссии, инициативные группы, советы дела.
5.4. Первое заседание вновь выбранного Совета назначается не позднее 3 дней со дня его избрания.
5.5. Совещание Совета проводятся один раз в месяц, заседания инициативных групп еженедельно.
5.6. Председатель Совета отчитывается о своей работе и работе Совета на Совете Cтаршеклассников, а Совет Cтаршеклассников – на общем собрании – Конференции - детского дома 1 раз в год.
VI. Взаимосвязи с другими органами школьного самоуправления.
6.1 Совет Старшеклассников активно взаимодействует с педагогическим советом, как органом самоуправления педагогического коллектива, исходя из своей компетенции, определенной разделом IV "Права Совета Старшеклассников" данного Положения.
6.2 Совет может принимать участие в работе педагогического совета.
6.3 В состав Совета Старшеклассников могут входить представители детских объединений и общественных организаций, действующих на базе детского дома.
VII. Ответственность Совета Старшеклассников.
7.1 Совет несет ответственность за выполнение закрепленных за ним задач и функций.
7.2. В случае невыполнения указанных задач и функций Совет может быть досрочно переизбран, в соответствии с нормами, указанными в разделе V данного Положения.
VIII. Делопроизводство Совета Старшеклассников.
8.1 Заседания Совета протоколируются секретарем, избранным из членов Совета.
8.2 План работы Совета составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы и предложения членов Совета.
IX. Заключительные положения
9.1 Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
9.2 Изменения в настоящее Положение вносятся общешкольной ученической конференцией по предложению Совета Старшеклассников.
1.4.Содержательный блок.
Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении.
Самоуправление – не цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:
1. Гражданско-патриотическое – «Забота»:
- возрождение народных традиций и обрядов через различные формы работы;
- любить Родину – значит любить себя, своих близких, свой народ, быть честным и перед собой, и перед окружающими тебя людьми.
Что можно и нужно для этого сделать?
- изучать историю города, страны;
- изучать историю своей родины, стремиться познать дух русского народа, его лучшие черты и традиции;
- помнить, что самое главное у любого народа – гостеприимство и милосердие к обиженным и оскорбленным;
- понимать любовь к Родине, патриотизм не как любовь к одному клочку земли, а как любовь к своему народу, к другим нациям и ко всей нашей маленькой Земле;
- помогать пожилым людям;
- бережно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны;
- если увидишь несправедливость, нужно попытаться ее исправить.
2. Трудовое – «Хранители уюта»:
- воспитать бережное отношение к имуществу, продуктам человеческого труда;
- развивать эстетическую направленность отношения воспитанников к обслуживающему и производительному труду.
3. Экологическое – «Земля наш общий дом»:
- вызвать интерес к изучению природы;
- участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды.
Земля подарила миру тебя, а ты подари Земле мир!
- выйди во двор, подвяжи сломанную веточку. Посади цветок и поливай его, подкорми зимующих птиц, сделай скворечник и повесь его, найди новый дом для бездомного котенка или щенка. Главное начать.
- каждый человек, ставший на путь охраны природы, должен владеть хотя бы минимумом знаний по экологии, но все же главное его оружие – это любовь ко всему цветущему, жужжащему, распускающемуся, летящему, прыгающему. Люби и береги все это, ведь главное в жизни каждого из нас – сохранить и умножить органическое царство красавицы Земли.
- необходимо любить и ценить свою землю, рационально использовать природные запасы. Нужно учиться глобально мыслить и разумно поступать во имя человечества, во имя природы.
4. Спортивно-оздоровительное – «Мы со спортом крепко дружим!»
Партнёр:
Форум "Лидер молодежного самоуправления"