Тульский ГПУ им. Л.Н. Толстого реализовал образовательную программу для студентов из Сербии

В рамках гранта «Профессор русского мира» Тульским государственным педагогическим университетом им. Л.Н. Толстого успешно реализована образовательная программа для студентов философского факультета Новисадского университета в Республике Сербии, изучающих русский язык, литературу и культуру.

Работа по продвижению русского языка за рубежом, как и вообще работа с иностранными студентами, требует большой ответственности и творческой самоотдачи. А выполнение заданий при поддержке фонда «Русский мир» требует особого подхода. С одной стороны, необходимо хорошо представлять себе всю программу обучения иностранных граждан, их уровень владения русским языком, общую заинтересованность в изучении русского языка. С другой стороны, необходимо разработать и реализовать такие программы, которые бы усиливали подготовку студентов, давали им возможность узнать нечто новое, находящееся за рамками традиционных программ обучения, важно проявить и какой-то новый подход при рассмотрении известных вещей.

В Сербии задачу реализации программы «Профессор Русского мира» выполняла доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого Н.А. Красовская. Исполнителем проекта была предложена лекционная программа «Современные изменения в русском языке. Лексика» и «Современные изменения в русском языке. Морфология». Актуальная тема, связанная с изменениями на лексическом и морфологическом уровнях, вызвала живой отклик в студенческой аудитории. В этой стране основная масса населения традиционно хорошо относится к русским, любит русскую культуру. Именно поэтому студенты средних курсов довольно хорошо в целом владеют русским языком и проявляют значительный интерес к его изучению. И их интересует всё новое и современное, что происходит в языковой системе и в разговорной речи.

В ходе занятий были затронуты проблемы заимствований в современном русском языке, их обработки. В лекциях специалисты также останавливались на том, какие пласты лексики ушли или уходят из активного употребления, какие именно семантические процессы наблюдаются в современных лексических единицах. Обращалось внимание на метафоры, господствующие в разговорной речи и публицистике, на явления словообразования, которые заметным образом влияют на характер лексической стороны языка.

Современные морфологические изменения связаны с многочисленными колебаниями в роде существительных, с выбором окончаний в определенных падежных формах, в целом – с ростом аналитизма в морфологической системе русского языка. Зачастую сам процесс таких изменений порождает многочисленные ошибки, которые встречаются в письменной и устной речи. Именно поэтому в ходе практических занятиях использовался реальный материал из социальных сетей, который позволяет выявлять современные тенденции в расшатывании морфологических норм русского языка.

Разговор о современных изменениях в языке вызвал у слушателей более узкие и специальные вопросы о языке средств массовой информации, в частности современных журналов. В этой связи была разработана и прочитана лекция о языке СМИ, в том числе глянцевых журналов. «Глянец» напрямую связан с общей тенденцией гламуризации жизни, что очень явно проявляется в языке. При подготовке лекции обобщены данные ряда модных журналов, газет и многих других источников.

Помимо указанных выше, проведены занятия для первокурсников по теме «Человек». Внешность, черты характера, основные действия, которые он совершает, рассматривались с привлечением мультипликационного материала, художественной литературы, музыки, живописи. Так, помогали разбираться в поведении человека мультфильмы «Репка», «Колобок», «Первая встреча» из цикла «Маша и Медведь». Например, сказка «Колобок» помогла поднять вопросы жизненного пути человека, моментов его молодости, наивного представления о мире; «первая встреча» Маши и Медведя дала возможность в целом обозначить образы, выяснить, чем занимались персонажи до знакомства. Продолжить занятие по теме «Человек» помогли портреты известных живописцев. Так, внимание было привлечено к прекрасному женскому образу А. Струйскойс полотна Ф. Рокотова. Проникнуть в душу молодой женщины помогло стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет». Рассматривая мужские образы, вначале остановились на картине В. Васнецова «Богатыри», а затем перешли к другому типу – утонченного русского дворянина А. Тучкова, героя Бородинского сражения. Продолжен был разговор с привлечением работы М. Цветаевой «Генералам 1812 года»и романса с музыкой на текст этого стихотворения. Большую роль в формировании навыков описания человека и его действий играет именно привлечение всего комплекса средств, способных заинтересовать студентов.

С интересом учащиеся первого и второго курсов прослушали специальную лекцию о существовании русских диалектов и их современном состоянии, о том, как диалектные черты проникают в современную городскую речь, какие территориальные лексические факты встречаются в разговорной речи.

Все проведенные занятия сопровождались визуализацией материала, презентациями, содержащими основные положения лекций, иллюстративный материал.

За две недели проведена большая работа: выполнен основной план командирования, прошла целая серия встреч и занятий, способствовавших расширению представления о современном состоянии отдельных сторон русского языка, демонстрирующих особенности русской речи в разных коммуникативных ситуациях. Помимо этого, студенты расширили представление о русской культуре, а именно живописи, литературе. Такой труд способствует формированию более глубокого знания русского языка, новому взгляду на отдельные проблемы его изучения. Для студентов – это еще и встреча с носителями языка, активизация коммуникативных навыков.

Реализация подобных образовательных программ позволяет и российской стороне осознать большой интерес к русскому языку, который в действительности проявляют люди за рубежом.


Партнёр: Профориентационный портал "Моё образование"