Специфику образования в XXI веке обсудили в НГПУ

В НГПУ на базе Научно-исследовательского института философии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: «Специфика образования (воспитания) в XXI веке: интеграция эпистемологического, онтологического и аксиологического подходов».

В пленарном заседании, выступлениях с докладами и работе двух круглых столов приняли участие 98 человек (в том числе аспиранты, магистранты и студенты НГПУ). По вопросам развития образования в современном международном пространстве и их философском осмыслении был проведен телемост с Украиной (г. Сумы), встреча с кандидатом философских наук Михаилом Васильевичем Жук. 

С пленарными докладами выступили известные в России специалисты в области социальной философии: доктор философских наук, профессор Иван Алексеевич Пфаненштиль (Красноярск); доктор философских наук; доктор педагогических наук, профессор Виктор Николаевич Никитенко (Биробиджан); доктор философских наук, профессор Елена Владимировна Ушакова (Барнаул); кандидат философских наук, доцент Виктор Михайлович Кондратьев (Москва); доктор философских наук, профессор Николай Петрович Чупахин (Томск); доктор философских наук, профессор Калима Капсомаровна Бегалинова (Алматы, Казахстан); доктор философских наук, профессор Алексей Аркадьевич Гордиенко (Новосибирск) и др.

В ходе конференции были рассмотрены и проанализированы проблемы реализации мастерства педагога в условиях развития информационных технологий, дистанционного обучения, формирования сетевых структур в образовании; актуальные проблемы профессиональной педагогической этики. Острая дискуссия состоялась по вопросам взаимосвязи социального управления и управления образованием. Большой интерес участников конференции вызвали вопросы неоднозначного взаимодействия социокультурных традиций отечественного образования и инокультурных воздействий на образовательные институты. В данном контексте прозвучало единодушное мнение о том, что воспитание подрастающих поколений должно опираться на отечественные российские традиции, а его теоретико-методологические и методические основы должны быть адаптированы к условиям нарастания глобальных информационных войн в XXI веке.

В ходе конференции осуществлен анализ новой развивающейся концепции глобальной философии образования на основе идей информационного общества и перехода социума к шестому технологическому укладу. Этот эволюционный путь требует большого количества высококвалифицированных профессиональных кадров в главных отраслях экономики и духовной жизнедеятельности страны, подготовленных к трудовой деятельности в новых социальных условиях.

Подчеркнуто, что существующие онтологические реалии вызывают необходимость разработки ряда новых философских понятий, более глубоко раскрывающих новационные и инновационные процессы в образовательно-воспитательных взаимодействиях с позиций философии образования. Особое внимание необходимо уделить проблемам пересмотра содержания и качества образовательных стандартов, наполнения их реальным жизненно важным содержанием по отдельным дисциплинам и профессиям, согласованности их с соответствующими профессиональными стандартами, что позволит достичь высокой конкурентоспособности отечественного образования на международном уровне. В докладах участников конференции проанализированы процессы взаимодействия полярных глобальных цивилизаций – самообеспечивающей и паразитической. В связи с неоднозначными глобальными процессами социальных взаимодействий осуществлено исследование развития системы образования как фактора национальной безопасности и сохранения здоровья нации в качественном и количественном аспектах. Исследованы оптимальные безопасные для России пути взаимодействия с мировым экономическим, политическим, культурным и образовательным пространствами.

Участники конференции единодушно подчеркнули важность юбилейного знакового события – 15-летия журнала «Философия образования», реферируемого ВАК РФ. За эти годы издано 78 журналов на русском и английском языках. Последние 2-3 номера посвящены тематике настоящей конференции.

Учитывая все вышеизложенное, участники конференции рекомендуют придать особую значимость гуманизации образования, усилению роли мировоззренчески значимых дисциплин. Особый упор сделать на патриотическое, духовно-нравственное и экологическое воспитание. Конференция указала на необходимость создания сетевой структуры и необходимость поиска технологий в сообществе философов образования, педагогов, психологов и других специалистов, работающих в сфере образования. Это предполагает активный обмен конструктивными идеями, актуальными информацией, материалами и результатами исследований ученых в данных областях.


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет