Социально-психологические причины моббинга

15 февраля в НГПУ состоялся научно-практический семинар «Социально-психологические причины моббинга в подростковой среде», организованный факультетом психологии (ФП) НГПУ. Участие в семинаре приняли более 260 представителей различных учреждений Новосибирска и Новосибирской области.

Мероприятие проводилось кафедрой социальной психологии и виктимологии ФП НГПУ и Центром практической психологии ФП НГПУ совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» и Российским психологическим обществом.

Семинар, посвященный профилактике различных форм насилия в детских и подростковых группах и образовательной среде, посетили специалисты различных образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, администраций округов и районов, комплексных центров социального обслуживания населения, центров реабилитации и психолого-педагогической поддержки молодежи и детей, оставшихся без попечения родителей г. Новосибирска и Новосибирской области. По словам организаторов, специалистов, заинтересованных в обсуждении данной темы, гораздо больше, чем предполагалось — даже в поточную аудиторию вуза все слушатели уместились с трудом, так как количество слушателей значительно превысило количество заявившихся на семинар.

— Проблема моббинга, так же как и проблема буллинга, действительно актуальна, и здесь я вижу людей, которые хотят эффективно её решать. Поэтому хотелось бы, чтобы сегодняшнее мероприятие дало вам возможность более эффективно реализовывать психолого-педагогическое сопровождение разных проблем, в том числе и проблем моббинга, — отметила в приветственном слове декан ФП НГПУ Ольга Олеговна Андронникова.

С докладом на семинаре выступила уполномоченный по правам ребенка в НСО Любовь Михайловна Зябрева:

— Основная цель государства — это соблюдение и защита законных прав и интересов детей. За время работы рассмотрено больше трех с половиной тысяч обращений и жалоб граждан на различные нарушения в отношение детей, — подчеркивает Любовь Михайловна Зябрева. — Вопросы, обсуждаемые на семинаре, крайне актуальны. Ежедневно к нам поступает не менее 13-15 обращений, часть их связана с различными вещами, происходящими в образовательных организациях. Обычно это уже острые ситуации, требующие вмешательства обращения поступают от законных представителей детей, реже — от педагогов, и почти никогда к нам не обращаются сами дети. Но моя принципиальная позиция в том, что любую проблему можно и нужно решать на ранних стадиях в организации. 

По словам уполномоченного по правам ребенка, значение психолого-педагогического сопровождения с течением времени только возрастает. Роль психологического благополучия для успешного развития ребенка трудно переоценить. Поэтому в 2017 году планируется сделать все возможное, чтобы ни одна школа не осталась без психолога. 

Доклады, прозвучавшие на семинаре, были посвящены анализу актуального состояния рисков возникновения моббинга в образовательных учреждениях Новосибирска; личной виктимности подростка как фактору моббинга; диагностической оценке рисков возникновения моббинга; эффектам стигматизации в процессах моббинга и технологиям их преодоления; технологиям работы с моббингом в образовательных учреждениях. В конце семинара состоялись дебаты по вопросам профилактики насилия в подростковой среде.

— Семинар оставил очень много тем для размышления, так как проблема моббинга достаточно актуальна, — отмечает педагог-психолог МБОУ СОШ №59 г. Новосибирска Ирина Мосова. — В работе школьного психолога часто приходится сталкиваться с ситуациями моббинга, и не всегда просто бывает выйти из них. К тому же, не всегда понятно, как передать важность данной проблемы классным руководителям. И на данном семинаре я получила ответ на этот вопрос.

Семинар, посвященный профилактике различных форм насилия в детских и подростковых группах и образовательной среде, организаторы планируют провести и в следующем году.


Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет