Приемная компания НИТУ «МИСиС»

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова: «Задача университета – сформировать у студентов мотивацию к непрерывному самообучению».

Предстоящая приёмная кампания будет отличаться некоторыми существенными особенностями. Например, у абитуриентов появится возможность участия в едином конкурсе по укрупнённым группам специальностей. Об этом и других новшествах шла речь на пресс-конференции ректоров ведущих российских университетов, которая состоялась на площадке РИА «Новости».

На пресс-конференции официально стартовавшей приёмной кампании был представлен новый ресурс «Профессии, зарплаты, вузы: навигатор абитуриента 2021», разработанный МИА «Россия сегодня» и РЭУ им. Г.В. Плеханова. Этот электронный сервис позволит выпускникам школ выбрать высшее учебное заведение и будущую специальность, оценив востребованность соответствующей профессии на рынке труда. Начальник управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина отметила, что «новый проект представляет другой сценарный план работы абитуриентов с очень значимой информацией по выбору профессионального будущего».

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова оценила возможности «Навигатора» и подчеркнула: «Выбор профессии – важный, ответственный и сложный период в жизни каждого человека. Необходимо организовать приемную кампанию максимально комфортно и прозрачно для абитуриентов и их родителей, предоставить как можно больше информации об университете на этапе выбора будущего направления подготовки».

Подача документов в электронной форме теперь обязательна для всех вузов. Цифровизация высшего образования стала неизбежной из-за пандемии, которая явилась катализатором многих изменений в жизни современного человека. Участники пресс-конференции, прошедшей в РИА «Новости», считают, что абитуриентам стоит обратить внимание на организацию приемной кампании в вузах: насколько развиты цифровые сервисы, удобен ли Личный кабинет абитуриента, как часто он обновляется, насколько эффективно работает приемная комиссия, быстро ли отвечают на вопросы поступающих на сайте университета и официальных страницах в соцсетях. Это свидетельствует о гибкости и открытости университета, а высокий уровень цифровизации приема косвенно говорит о клиентоориентированности вузов.

Российские университеты активно развивают свои цифровые сервисы в помощь абитуриентам, помогаяв формате онлайн проанализировать ситуацию и принять решение, в каком вузе продолжить образование, и сформировать вектор профессионального развития. В помощь поступающим НИТУ «МИСиС» еще в 2015 году запустил проект «Оцени свой шанс», который активно используется на финальном этапе приемной кампании, когда постоянно обновляется список абитуриентов, по количеству баллов каждый может понять свои возможности и перспективы по поступлению в вуз.

По словам проректора РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Штыхно, современные технологии дают возможность сопоставить качество образовательного процесса и рынок труда. В частности, в отдельных регионах можно выявить ситуацию, при которой нормативные затраты, являющиеся основанием для назначения коммерческой стоимости обучения, «могут оказаться выше, чем заработная плата выпускников, что ведет к неэффективности образовательного кредита в субъекте».

Алевтина Черникова отметила, что ежегодно НИТУ «МИСиС» проводит интервью с абитуриентами по вопросам приёма. «Мы видим, что с каждым годом растет процент поступающих с осознанным выбором будущей профессии. Результаты интервью 2020 года выявили, в том числе, что уровень будущей заработной платы, которую предлагает рынок, является существенным, но не основным ориентиром для поступающих. 56 % абитуриентов интересовались рабочими планами, возможностями практик и стажировок, которые в НИТУ «МИСиС» проходят при поддержке многочисленных бизнес-партнеров».

В конкурентной борьбе за самых талантливых и мотивированных абитуриентов неизменно побеждают вузы, предлагающие гибкие профессиональные траектории, которые дают будущим студентам больше мобильности и свободы в процессе получения высшего образования. Во многом это связано с ситуацией на рынке труда, где тренды могут быстро меняться в зависимости от самых разных факторов.

По оценкам Министерства науки и высшего образования РФсегодня во многих регионах есть запрос на подготовку учителей, врачей и IT-специалистов. В целом по стране в этом году произойдёт увеличение бюджетных мест, и, в первую очередь, это коснется специальностей в области цифровой экономики. Число бюджетных мест увеличится по математике и механике, компьютерным и информационным наукам, информатике, информационной безопасности, электронике, радиотехнике.

Касаясь проблемы выбора абитуриентом будущей профессии, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отметила: «Мы наблюдаем устойчивый рост интереса практически ко всем техническим специальностям – материаловедению, горному делу, металлургии. Но наиболее активно растет запрос на обучение информационным технологиям. Сегодня НИТУ "МИСиС" входит в ТОП-5 самых востребованных университетов страны, ведущих подготовку по ИТ-специальностям, средний балл ЕГЭ на некоторых направлениях подготовки Института информационных технологий и компьютерных наук приблизился к отметке 100. Среди популярных специальностей этого направления – прикладная информатика, прикладная математика, информатика и вычислительная техника».

С учетом всех особенностей рынка труда Минобрнауки России с этого года распределяет бюджетные места в вузах страны. По новой методике сначала рассчитываются общие контрольные цифры приема по укрупненным группам специальностей. Потом свои предложения вносят министерства, госкорпорациии ассоциации вузов. После этого свои объёмы КЦП формируют в регионах, и всё сводится вместе для максимально объективной картины.

Относительно соответствия образовательных программ интересам бизнес-сообщества и региональных экономик, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова подчеркнула: «Для подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда необходима системная работа с бизнес-партнерами, которая позволяет подготовить специалистов, чьи знания, навыки и компетенции отвечают запросам работодателей». В то же время, по ее словам, чтобы оставаться востребованным в быстроменяющемся мире, специалист должен быть мотивирован на постоянную самореализацию и готовность учиться непрерывно.

Выпускник вуза должен обладать знаниями не только в профессиональной области, но и хорошо разбираться в архитектуре бизнеса, уметь управлять проектами, широко использовать возможности цифровых технологий.

«Сегодня невозможно один раз получить образование и потом всю жизнь конвертировать его в опыт. Важная задача университета – сформировать у студентов мотивацию к непрерывному самообучению и самообразованию. Это одна из ключевых компетенций для современного профессионала в любой области, ее роль со временем будет только возрастать», – отметила Алевтина Черникова.


Партнёр: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»