Институт Пушкина развивает сеть ресурсных центров по популяризации русского языка в стране и за рубежом
Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с рядом российских и зарубежных вузов проведена большая работа по созданию и развитию центров открытого образования на русском языке за пределами России. Организационно-методическое сопровождение их деятельности планируется как один из основных инструментов в работе Министерства просвещения РФ.
– В рамках госпрограммы развития образования создана очень солидная инфраструктура – более 100 центров. Это свидетельство активной работы, которая проведена Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина совместно с другими вузами – российскими и зарубежными. Создание сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку является одним из инструментов по его продвижению за рубежом. Такая работа будет и дальше проводиться Министерством просвещения РФ в рамках Государственной программы развития образования, – подчеркнула замдиректора департамента международного сотрудничества и связей с общественностью профильного министерства С.С. Феоктистова, выступая на 2-й Ассамблее партнерской сети «Институт Пушкина» (г. Москва) в декабре 2018 года.
Всего на масштабной конференции присутствовали представители 51 организации: школ, университетов, центров дополнительного образования из 10 регионов России и 25 стран мира.
Координатор сети и директор департамента управления проектами Института Пушкина Д.А. Горбатова рассказала о культурных и просветительских программах для партнеров, в том числе о международной волонтерской программе «Послы русского языка в мире» и планах по развитию образовательного туризма. С 2019 года на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Камчия» в Болгарии будут проводиться смены по русскому языку, выездные образовательные мероприятия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и Ростовской области. Также в 2019 году для организаций-участников партнерской сети выделена квота на 50 человек на бесплатное участие в международной смене по русскому языку в «Артеке», которая будет распределяться на конкурсной основе. Согласно результатам внутреннего мониторинга в рамках проекта, наибольшим спросом среди участников партнерской сети пользовались мероприятия по методической поддержке и курсы повышения квалификации педагогов, поэтому в канун нового года принимались предложения для формирования плана-2019 по этому направлению деятельности. Предполагается введение нового переходящего статуса региональных ресурсных центров, на базе которых будут проводиться страновые научно-методические вебинары, очные курсы повышения квалификации и спецпроекты по популяризации русского языка. В течение 2019-2020 годов путем международных переговоров и консультаций с органами власти, экспертным сообществом и партнерскими центрами в странах будет сформирован пул партнеров для включения в проект по региональным ресурсным центрам.
В целом работа организаций – членов партнерской сети выстроена путем формирования плана работ на год и долгосрочного портфеля проектов: образовательных программ, научных, культурно-просветительских мероприятий, тестирования по русскому языку.
Внимание участников ассамблеи было обращено на возможности портала «Образование на русском». Представлен новый массовый открытый образовательный курс «Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына», подготовленный Институтом Пушкина к 100-летнему юбилею нобелевского лауреата. Также в 2019 году в Институте Пушкина и на партнерских площадках будут идти научно-образовательные и культурно-просветительские мероприятия, посвященные 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина. На обсуждениях стратегических секций большое внимание уделено образовательным программам по обучению и тестированию детей-билингвов, востребованным зарубежной аудиторией.
В ходе ассамблеи ректор Института Пушкина М.Н. Русецкая подписала ряд соглашений об открытии новых центров партнерской сети с несколькими зарубежными и российскими организациями: Гомельским государственным университетом им. Франциска Скорины (Беларусь), ассоциацией «Греко-Евразийский альянс» (Греция), Национальной библиотекой Республики Киргизия им. Алыкула Осмонова, (Санкт-Петербург, Россия), обществом «Русский город» (Австрия).
В завершение конференции состоялась торжественная церемония вручения премии профессионального признания за вклад в продвижение русского языка в мире, которая присуждается Институтом Пушкина с 2015 года государственным и общественным деятелям, ученым, педагогам, деятелям культуры. Например, в номинации «За развитие партнерской сети «Институт Пушкина» премии удостоена директор образовательного центра русского языка и культуры «Метафора» в Вашингтоне (США).
«Мы несем знание русского языка не для того, чтобы они просто говорили <…> Это будущая научная, экономическая элита, с которой через десять-двадцать лет Россия будет контактировать», – резюмировала руководитель Ассоциации русского языка г. Страсбурга.
«Сам русский язык достаточно сильно меняется <…> меняется мотивация его изучения, сфера применения. Меняется многое <…> должна меняться и методика его преподавания, его распространения, пропаганда русского языка и русской культуры», – обратился к участникам ассамблеи президент Института Пушкина, доктор филологических наук, профессор, академик В.Г. Костомаров.
Партнёр:
Профориентационный портал "Моё образование"