85 лет Игорю Петровичу Калинкину

15 февраля 2016 года исполняется 85 лет крупному ученому и педагогу, одному из старейших сотрудников Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университета), доктору химических наук, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ Игорю Петровичу Калинкину. Игорь Петрович окончил с отличием физико-химический факультет Ленинградского технологического института им. Ленсовета в 1954 г. В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1977 г. докторскую. В 1981 г. Игорю Петровичу было присвоено звание профессора.


Свою научную деятельность И.П. Калинкин начал под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР В.Б. Алесковского, но вскоре нашел свой собственный путь в науке. В то время, в шестидесятые годы прошлого века, все страны мира вели активные поиски новых полупроводниковых материалов. Такими полупроводниковыми материалами были и материалы, изготовленные на основе соединений A2B6. К этой группе полупроводников относятся, в частности, и соединения халькогенидов кадмия. Пленки этих соединений широко применяются в оптике, опто–электронике, гелио- и полупроводниковой технике. Как известно, для того, чтобы из полупроводникового кристалла сделать работающий прибор, необходимо иметь кристалл с очень хорошей кристаллической структурой, содержащей как можно меньше дефектов. Добиться этого очень трудно, даже если пытаться выращивать только объемные монокристаллы. Исследователи часто кладут «на алтарь науки» свою жизнь, но так и не получают положительного результата. Игорь Петрович поставил перед собой, а впоследствии и перед своей научной группой, куда более масштабную задачу ─ вырастить тонкий монокристалл (эпитаксиальную пленку) на чужеродном материале (подложке) и тем самым получить новый тип полупроводниковых структур. И, надо сказать, судьба была благосклонна к нему. Ему не только удалось вырастить эпитаксиальную пленку одного из соединений A2B6, но вместе со своими учениками разработать новый метод роста, при использовании которого можно выращивать эпитаксиальные, т.е. хорошие монокристаллические пленки любого вещества из класса соединений A2B6. Это был настоящий прорыв в технологии роста пленок соединений A2B6. После этого стало возможным измерять различные электрофизические параметры этих пленок, исследовать их оптические и фотоэлектрические характеристики. Как следствие этого открытия, И.П. Калинкину с коллегами удалось создать уникальную по тем временам, а это было в 80-е гг., промышленную технологию серийного производства телевизионных передающих систем типа “Ньювикон” и “Ньюкосвикон”. Таким образом, в результате проведенных исследований И.П. Калинкину удалось заложить фундамент в физико-химические основы пленочного материаловедения полупроводниковых соединений А2В6. Результаты, полученные им в этой области, были обобщены в книге «Калинкин И.П., Алесковский В.Б., Симашкевич А.В. Эпитаксиальные пленки соединений А2В6». Эта книга являлась и является настольной книгой для многих исследователей.


В 1968г. И.П. Калинкин был одним из организаторов первой в стране кафедры химии твердых веществ.


Но Игорь Петрович не только занимается изучением соединений А2В6. В начале 60-х годов прошлого века он активно участвует в разработке новых учебных программ и лекционных курсов по химическим и физико–химическим методам анализа, физическим методам анализа и исследованиям веществ в нашей стране. Его совместные с М.И Булатовым разработки позволили поставить учебный процесс в Ленинградском технологическом институте по этим разделам на уровень, отвечавший самым современным требованиям науки и промышленности.


В это же самое время он пишет учебники. Индивидуально или совместно с другими авторами И.П. Калинкин планомерно издает учебные пособия и практические руководства по аналитической химии, которые полностью соответствуют Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Аналитическая химия и физико–химические методы анализа». Многие учебные пособия и учебники изданы в государственных издательствах с грифом Минобрнауки РФ «учебное издание».


Он ─ один из авторов классического учебника по аналитической химии «Практическое руководство по фотометрическим методам анализа». Без преувеличения можно сказать, что это классический учебник, переиздававшийся пять раз и являющийся базовым руководством для студентов всех вузов России и работников химико-аналитических лабораторий промышленных предприятий. Это удивительная книга. Тысячи студентов-химиков учились по ней. В современных условиях ее актуальность и значимость для учебных процессов и химико–аналитических лабораторий не только не уменьшилась, но и многократно возросла! И это связано, прежде всего, с тем, что в последние 10 – 15 лет интенсивно развиваются различные виды высокочувствительных и экспрессных автоматизированных проточных методов эко-аналитического контроля и экологического мониторинга природных вод, в основе которых лежат принципы фотометрических методов анализа и фотометрические методики определения опасных для экологии и здоровья людей элементов и веществ.


В 2002 – 2004 годах Калинкин И.П возглавил коллектив из ведущих педагогов высшей школы и ученых Москвы и Санкт–Петербурга по подготовке и изданию «Нового справочника химика и технолога. Том Аналитическая химия. В трех частях». Этот фундаментальный энциклопедический труд был издан при непосредственном участии и под общей редакцией профессора Калинкина И.П. Авторский коллектив создал уникальное издание, которое отражает современное состояние, возможности и многообразие методов аналитической химии. Справочник является одновременно современным учебником для подготовки студентов, бакалавров, магистров, и практическим руководством, и современным фундаментальным справочником. При его подготовке, наряду с педагогическими достижениями и новейшими результатами научно–исследовательских работ авторов, широко использовались электронные каталоги библиотек США, ФРГ, Англии, материалы ведущих отечественных и зарубежных учебников, монографий, обзорных статей ведущих журналов по аналитической химии. В результате выхода в свет данного справочника был восполнен пробел, который имел место в отечественной литературе по аналитической химии в последние годы конца 20-го и начала 21 века.


В 2007 году издается новый фундаментальный справочник «Металлы и сплавы. Анализ и исследование. Аналитический контроль состава материалов черной и цветной металлургии», который рекомендован не только для профессиональных аналитиков, но и для преподавателей и студентов университетов, химико–технологических и химико–металлургических вузов. И.П. Калинкин – один из редакторов и авторов этого труда, а в 2008 г. он принимает участие в подготовке и издании нового современного учебника «Аналитическая химия в трех томах» под ред. профессора д.х.н. Москвина Л.Н.

И. П. Калинкин не только блестящий ученый, он и замечательный педагог. Под его руководством подготовлено 23 кандидата наук; при его участии четверо (один из которых и автор данной статьи) из них защитили докторские диссертации.


О своем учителе рассказал заведующий лабораторией структурных и фазовых превращений в конденсированных средах Института проблем машиноведения РАН, д.ф.-м.н., профессор, лауреат премии президиума РАН им. П. А. Ребиндера, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра РАН по физике им. А.Ф. Иоффе за 2014 г. С.А. Кукушкин:

«Я считаю, мне очень повезло в жизни, что я встретился с Игорем Петровичем. Я познакомился с ним в конце четвертого курса, будучи совсем молодым человеком, когда я был распределен на кафедру аналитической химии для работы над дипломом.


Место, где я работал, находилось на втором этаже кафедры аналитической химии. Это был впоследствии ставший знаменитым зал № 3. Рядом со мной работали более десяти сотрудников и аспирантов Игоря Петровича Калинкина. Они постоянно обсуждали научные проблемы и спорили. Я старался прислушиваться к их разговорам и быстро влился в общую компанию. Основной проблемой, вокруг которой велись разговоры, был рост пленок соединений А2В6 и их электрофизические свойства. Как только у кого-нибудь возникала новая идея в объяснении того или иного процесса, он бежал к Игорю Петровичу и старался изо всех сил доказать свою правоту. Меня сразу поразила внимательность и терпеливость, с которой Игорь Петрович слушал каждого, в особенности молодого сотрудника, нередко, несмотря на чушь, которую он говорил. Он в каждом видел личность и давал возможность самим свободно мыслить. Если кто-то ошибался, он мягко поправлял, приносил статьи, в которых могли быть ответы на вопросы. Что-что, а литературу по своей специальности он знал великолепно. Я старался впитывать все услышанное. Атмосфера, царившая в тот период в его группе, способствовала становлению настоящих ученых. Но мы не только работали, но и весело отдыхали. На Новый год, 23 Февраля и 8 Марта устраивались веселые праздники, разыгрывались разные смешные сценки. Я на всю жизнь запомнил это чудесное время.


После окончания института я несколько лет работал в Физтехе, а через три года, уже аспирантом, снова попал в группу Игоря Петровича. Я был счастлив!


Первый год, как и все аспиранты Игоря Петровича, я занимался экспериментом. Сразу скажу, что это занятие не доставляло мне большого удовольствия, хотя старался я изо всех сил, часто задерживаясь на кафедре до позднего вечера. Я хотел заниматься теорией, но не знал, как к этому приступить. К тому времени я не был уже тем юным студентом с большими запросами. Я прошел школу Физтеха, много давшую мне, а самое главное, показавшую мне, что для занятий теорией требуется не только много и напряженно работать, но и иметь определенные способности. На кафедре все были очень доброжелательны, но, к сожалению, никто не мог мне помочь в разрешении моих «глобальных» теорий. Я прочел множество литературы по теории роста пленок, но это было лишь усвоение материала. Сам я пока ничего не мог сделать. Но однажды, сравнивая экспериментальные данные с теоретическими, я обнаружил расхождение между ними. Эта неожиданно пришедшая мысль позволила мне сформулировать задачу, а затем достаточно быстро решить ее. Я написал статью и показал ее Игорю Петровичу. Как он обрадовался моему успеху, поддержал меня, предложил послать статью в журнал. Меня сразу подкупило то обстоятельство, что Игорь Петрович отказался быть соавтором статьи, сославшись на то, что он не участвовал в ее написании. В дальнейшем я неоднократно убеждался в том, что Игорь Петрович очень тонко чувствует все новое и не боится поддержать идеи своих учеников, кажущиеся в начале совершенно бредовыми. Мне очень повезло – я нашел в Игоре Петровиче не только руководителя, но и умного старшего товарища.


Я с удовольствием вспоминаю время, проведенное на кафедре аналитической химии. Я познакомился и подружился со многими учениками Игоря Петровича и коллегами по кафедре, и эта дружба сохраняется до сих пор.


Потом я ушел в академический институт, но с Игорем Петрович мы продолжали часто общаться. Я всегда старался поделиться с ним своими достижениями в науке. Но совместно наукой мы в эти годы вместе не занимались. Неожиданно судьба снова свела нас на научном поприще вместе. Это было в начале 2004 года. Дело в том, что мне для роста эпитаксиальных пленок карбида кремния на кремнии нужно было иметь очень чистые, без присутствия следов оксида кремния, пластины кремния. Причем эти пластины должны были быть покрыты атомами водорода (гидрированы) таким образом, чтобы слой атомов водорода держался несколько дней и «не допускал» окисления кремния. И я вновь, как и прежде, был поражен талантом, глубокими знаниями и научной смелостью Игоря Петровича. Будучи уже далеко немолодым человеком, Игорь Петрович смело взялся за решение этой непростой задачи. Он проделал колоссальную исследовательскую работу. Им были просмотрены буквально десятки, если не сотни зарубежных статей и патентов. За очень короткий срок И.П. Калинкин решил данную задачу, найдя совершенно оригинальный способ долговременной защиты кремния от окисления. Этот способ был нами запатентован.

Вместе со всеми учениками и коллегами я желаю Игорю Петровичу Калинкину крепкого здоровья и еще долгих лет творческой жизни».


Партнёр: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)