В РосНОУ прошёл международный семинар «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса»
25 сентября 2015 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошёл международный научно-практический семинар «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса». Организаторы мероприятия — Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) и Региональный открытый социальный институт (РОСИ).
Участники обсудили оптимальные стратегии управления высшим образованием в период экономического кризиса, эффективное взаимодействие вузов и бизнеса, формирование квалификационных требований к управленческому персоналу вузов и многие другие темы.
— Инновационные процессы в образовании являются неизбежной реальностью, но, помимо позитивного воздействия, они приводят к обострению конкуренции между образовательными системами, неотвратимому изменению существующих моделей обучения, — отметила в своём выступлении советник руководителя Россотрудничества Марина Гуськова. — Вопрос в том, чего в этих изменениях будет больше: политики, экономики, гуманизма или социального дарвинизма? Стандартизация, сопровождающая болонский процесс, может и дальше успешно развиваться, если будет решена задача сбалансированного развития всей территории единого европейского образовательного пространства.
С точки зрения председателя Ассоциации негосударственных вузов России, ректора Российского нового университета Владимира Зернова, ключевое звено, «за которое можно вытянуть всю цепь инновационного развития — это эффективность системы образования».
— При сопоставимых результатах затраты СССР на покорение космоса оказались на порядок ниже, чем затраты США, — напомнил ректор РосНОУ. — Произошло это благодаря развитой системе образования, мотивированности научных и инженерных коллективов на получение результатов мирового уровня. Сейчас примером эффективности являются ведущие негосударственные вузы, у которых расходы на один патент на 3-4 порядка ниже, чем у государственных вузов, это разница в сотни миллионов. Но при оценке эффективности вузов статья в Nature приравнивается к статье в вестнике маленького провинциального вуза, который как-то ухитрился попасть в список ВАК. Привести в порядок критерии и усилить проверку эффективности использования выделяемых государственных ресурсов — это первый шаг к созданию конкурентоспособной системы образования.
— Бывают кризисы роста, очищения, бывают кризисы загнивания, бывают кризисы разрушения, деструкции, — отметил первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин, — Какой характер примет нынешний кризис, во многом зависит от образовательной политики. В период экономического кризиса разные страны в отношении образования, в частности высшего, вели себя по-разному. Первым из политиков, который понял, что при рыночной экономике в период кризиса образование не следует сокращать, а скорее наоборот, был президент Рузвельт. Он исходил из достаточно простых соображений: кризис рано или поздно сменяется экономическим ростом, происходит обновление технической базы, требуются более подготовленные работники. А ещё Рузвельт понимал, что лишённая в период кризиса возможности получать образование молодёжь — это горючий политический материал.
С докладами в закрытой части заседания выступили европейские и российские эксперты:
- «Высшее профессиональное образование как ответ на экономический кризис», докладчик — генеральный секретарь Европейской Ассоциации высших учебных заведений (Бельгия) Йохан Клет;
- «Взаимодействие высшего образования и бизнеса как фактор развития» — советник по вопросам образования и занятости Конфедерации работодателей Латвии, внештатный сотрудник министра образования и науки Латвии Анита Лице;
- «Культура качества и менеджмент качества в высшем образовании» — член совета директоров Голландско-фламандской аккредитационной организации (Нидерланды) Люсьен Болларт;
- «Высшее образование и бизнес в России: особенности взаимодействия» — начальник департамента инноваций и стратегического развития ГК «Ростехнологии» Александр Каширин;
- «Менеджмент качества в российском высшем образовании: состояние и перспективы развития» — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Сергей Кравцов.
Партнёр:
Российский новый университет