Потребитель? Защищайся!

На вопросы читателей «Труда» отвечают специалисты «Юридической клиники» Московской финансово-юридической академии.

Известную ситуацию из «Бриллиантовой руки» («шел — упал — очнулся — гипс») легко перефразировать на новый актуальный лад: «Бежал... Съел что-то на ходу... Не в шутку занемог!» Можно ли в такой (увы, не столь уж редкой) ситуации найти виновных и получить компенсацию за расстроенное здоровье? Попробуем разобраться.

Федеральным законодательством установлены административная и уголовная ответственность за незаконное предпринимательство, а также уголовная ответственность за сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

Если вы приобрели некачественный продукт, в результате употребления которого произошло отравление, вам прежде всего необходимо вызвать врача и зафиксировать факт отравления. Обязательно сохраните все документы, свидетельствующие о вызове врача, нахождении в больнице, покупке лекарств (чеки, справки, рецепты и т. д.).

На основании ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» вы имеете право требовать возврата денег либо замены товара на качественный. Если у вас нет чека, не расстраивайтесь. Исходя из п. 5 ст. 18 Закона и ст. 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания. Нередко в местах торговли, в том числе и на улице, имеются камеры наблюдения, запись с которых тоже может служить доказательством.

Если продавец отказывает вам в возврате денег, обращайтесь в Роспотребнадзор. К заявлению приложите копии чека, а также фото (если вы запечатлели испорченный продукт). Продавец не признает товар некачественным? Вы вправе заказать экспертизу товара. Сделать это придется за свой счет, но в итоге вы сумеете взыскать все убытки с продавца, включая компенсацию морального вреда.

Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате денег за товар, а также о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней. Если же продавец отказывается добровольно удовлетворять требования, вы вправе обратиться в суд.

Но помните: если вы покупали еду на улице у случайного частника, доказать его вину очень не просто. Так что старайтесь обойтись без таких сомнительных перекусов.

P.S. Уважаемые читатели «Труда», ваши вопросы в Юридическую клинику МФЮА направляйте по адресу: law.clinic2014@gmail.com.


Партнёр: Московский финансово-юридический университет