Ректоры педагогических вузов Сибири и Урала обсудили вопросы модернизации педагогического образования

 
3 июня в НГПУ состоялось расширенное заседание Совета ректоров педагогических вузов Сибири, посвященное обсуждению промежуточных результатов и перспектив реализации программы модернизации педагогического образования в РФ. В работе совета приняли участие ректоры, проректоры по учебной работе, а также координаторы и участники разработки и апробации новых модулей программ подготовки педагогических кадров, всего было представлено 13 вузов.

География участников встречи в этом году масштабная – к ректорскому сообществу Сибири присоединился Урал и даже Кострома. Основной темой встречи стал вопрос о том, как изменить систему педагогического образования, чтобы процесс подготовки педагогов максимально приблизить к их будущей профессиональной деятельности. Новосибирский педагогический университет является единственным педагогическим вузом на территории Сибири и Дальнего Востока, ставшим одним из 13 вузов-исполнителей проектов модернизации педагогического образования.

В самом начале встречи ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасев рассказал о государственной политике в сфере высшего педагогического образования, и в частности, тех изменениях, которые затронут педагогические вузы.
- В настоящий момент завершается первый этап реализации программы модернизации педагогического образования, в ходе которого реализовывались пилотные проекты. Следующий этап предусматривает тиражирование этого опыта. Поэтому нам сейчас важно понять, как обеспечить масштабное внедрение новых подходов в российские вузы и действительно перестроить систему подготовки педагогических кадров так, чтобы в школу наконец-то пришли педагоги, способные ответить на вызовы времени, которые сегодня предъявляются к системе образования, - отметил Алексей Дмитриевич, - Министерство образования и науки РФ заинтересовано, чтобы к процессу реализации программы модернизации подключалась не только университеты Москвы и Санкт-Петербурга, но региональные вузы.

В ходе совещания также прозвучали выступления представителей вузов исполнителей и соисполнителей проектов модернизации педагогического образования. Так, проректор по стратегическому развитию НГПУ Наталья Васильевна Алтыникова в своем выступлении обозначила ключевые идеи и новые подходы к разработке и реализации программ подготовки педагогов.

- Изменение содержания и технологий подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональными стандартами, развитие сетевого взаимодействия и академической мобильности, обеспечение многоканального входа в педагогическую профессию - это те задачи, которые сегодня стоят перед вузами, - отметила Наталья Васильевна. Уже сегодня можно говорить  о первых результатах, которые появились при решении этих задач: мы получили опыт проектирования образовательных программ от результата, мы разработали и апробировали интересные образовательные модули, нам удалось создать региональную образовательную сеть из числа различных организаций участвующих в подготовке педагогов, мы вышли на новые контрольно-измерительные материалы и инструменты оценивания результатов обучения студентов и др. И самое главное, за короткий промежуток времени (1 учебный год) мы увидели насколько эффективно все это работает и планируем продолжать эту работу и не только в своем вузе, но в вузах-партнерах.

Доклад вызвал значительный резонанс и обсуждение среди коллег. На мероприятии также выступили доцент кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВПО «НГПУ» Екатерина Константиновна Лейбова c презентацией  экспериментального модуля ИКТ – подготовки; руководитель ресурсного центра «Семья и дети» ФГБОУ ВПО «НГПУ» Евгения Борисовна Марущак представила новые требования к содержанию и организации оценки результатов обучения студентов;  декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ» Ольга Олеговна Андронникова рассказала о новых требованиях, которые могут появиться во  ФГОС ВО 4.

Коллеги из Сибирского федерального университета, Челябинского педагогического университета и Уральского педагогического университета также представили свой опыт участия в проектах модернизации педагогического образования.

 - Встреча превзошла все наши ожидания, потому что здесь собралось очень заинтересованное профессиональное сообщество, - считает директор института педагогики и психологии Сибирского федерального университета Ольга Георгиевна Смолянинова. Мы настроены на изменение системы подготовки современного педагога для новой школы в России. Особенно приятно, что здесь собрались ректоры и представители ведущих сибирских вузов и других регионов. Я думаю, сегодняшняя встреча поможет нам в дальнейшем продвижении идеи реализации нашего проекта и укрепит наши профессиональные cвязи. Я уверена, мы найдем новых заинтересованных партнеров. Опыт, который сегодня представили коллеги, он абсолютно бесценен для продолжения нашего проекта.

- Для меня был очень интересен опыт НГПУ,- говорит ректор Костромского государственного университета им. Некрасова Александр Рудольфович Наумов, - Это очень ценно, потому что то, чем занимаются коллеги, это с одной стороны – часть работы любого вуза, и моего вуза в том числе, но с другой стороны, я вижу, что коллеги ушли значительно дальше. И то, что нам видится иногда как задачи, здесь (в НГПУ) очень часто этот опыт уже имеется. Коллеги очень охотно делятся своим опытом, поэтому я уезжаю не просто в хорошем настроении, я уезжаю с материалами, которыми щедро поделились мои коллеги из Новосибирска.

Работа Совета ректоров длилась весь день, и лейтмотивом встречи стали слова, которыми Наталья Васильевна Алтыникова завершила первый доклад: "Нам нужны не новые бумаги, а на новые результаты". Автор высказывания - научный руководитель Ресурсного центра проектов Модернизации педагогического образования, первый проректор ГБОУ ВПО "МГППУ" Аркадий Аронович Марголис.

Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет