«Это он позвал нас в космос»

Космический корабль «Восток-1» стартовал 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли, «Восток-1» завершил полёт в 10:55:34. Через 108 минут полёта Юрий Гагарин вошёл в мировую историю как первый космонавт Земли.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов:

Я учился в девятом классе и как раз в этот момент находился у радиоприёмника. Ощущения были самые потрясающие из-за того, что мы первые это сделали, из-за прикосновения к истории. Никто не осознавал, что это большой риск, беспокойства за Гагарина не было, создавалось ощущение единства — мы одна страна, один народ. Была абсолютная уверенность в том, что мы не хуже американцев, не хуже никого на Западе, мы победили в войне и мы сильнее всех. Импульс, который дал полёт Гагарина, усилил это чувство. Мне даже трудно выделить отдельно техническое достижение и достижение эмоционально-социальное. Мне кажется, что люди, которые это организовали и сделали, Хрущев в первую очередь и его окружение, сами не рассчитывали на такой эффект. Успех был ошеломляющим.

Как в тяжёлых послевоенных условиях нам удалось стать первыми? Это результат дальновидной политики, которая в то время проводилась: курс на образование, курс на техническое развитие. Лучшие люди шли в науку. Это стало очень важным историческим уроком: за четыре послевоенных года мы вышли на уровень довоенного производства, ещё через восемь лет запустили спутник, и ещё через четыре года подняли человека в космос. Параллельно была создана атомная отрасль, которая сегодня в значительной степени определяет наше положение и престиж в мире. Мы ведь не по производительности труда или по лучшей организации банковской системы известны в мире, а как техническая держава.

История показывает, что если в нужное время и в нужном месте правильно организовать работу, привлечь правильных людей, то можно добиться колоссальных успехов.

Генеральный конструктор РКК «Энергия» Виктор Легостаев (1931–2015):

Тогда американцы окружили нас военными базами со всех сторон, уже взорвали атомные бомбы. Мы, конечно, не хотели сдаваться. Руководство страны и лучшие умы России взялись за то, чтобы создать ракеты, которые могли бы обеспечить ответный удар, доставить наши бомбы на территорию противника. В этом отношении Королев успел быстрее всех. Он был очень хорошим организатором, собрал команду единомышленников, у него были умелые и квалифицированные помощники, люди, которые отвечали за баллистику и динамику, за ракеты, стартовые установки и за общую интеграцию. Это были не менеджеры и юристы, как сейчас, а профессиональные инженеры.

А затем возникла идея: а давайте запустим спутник! Многие её не воспринимали, особенно военные, они считали, что эти ракеты только для них. Сергей Павлович нашёл всё-таки лазейку, убедил руководство страны запустить первый спутник. И когда он был запущен, это стало величайшим триумфом нашей страны. Американцы, да и весь мир, открыли рот от удивления.

Второй шаг — это запуск человека в космос. Буквально за три года был разработан и изготовлен корабль «Восток». Для запуска человека были убедительные предпосылки: отработана ракета, которая могла вывести этот корабль на околоземную орбиту, многократно испытана стартовая установка, теплозащита корабля для входа в плотные слои атмосферы проверена на беспилотных пусках, разработаны системы ориентации и управления, системы терморегулирования и жизнеобеспечения. Для Гагарина мы создали очень хорошую систему управления, причем не только автоматическую, но и ручную. Он мог с помощью ручки управления посадить свой корабль на Землю, это было удачное решение. Конечно, всё это предопределило успех.

Во время запуска я был на Байконуре и не понимал, что мы делаем что-то грандиозное. Даже когда Гагарин приземлился, не все это понимали. Но Никита Сергеевич Хрущев принял решение: давайте встретим его как гостя с другой планеты! Поэтому Гагарин ехал в открытом лимузине, кругом цветы, транспаранты, портреты.

Я после старта поехал в Ташкент, вернулся через сутки, а здесь такой грандиозный праздник идёт! И тогда впервые в истории нашего предприятия (РКК «Энергия», тогда — ОКБ-1) были открыты ворота, и весь город ринулся к нам: люди были везде, стояли на крышах, висели на деревьях, сидели на заборах. Встреча Гагарина в Москве, да и по всей стране, была грандиозной. Все ликовали, потому что это был действительно триумф советской науки и техники.

Лётчик-космонавт СССР Алексей Леонов:

Мы не знали, кто полетит и каким должен быть этот человек. Мы не представляли, какой он должен иметь характер, каким обладать мужеством, здоровьем и выносливостью. Вначале из трёх тысяч выбрали 20, а потом из 20 вычислили одного человека. Гагарина выбрало время. Юра был несравненным, он создал вокруг себя ареол гражданина Вселенной за очень короткое время. Он многогранен, он обязателен, он предан своему народу и движению. Слова, которые он сказал перед стартом, хоть и печальны, но отражают суть нашего Героя: «Вся моя жизнь кажется одним прекрасным мгновеньем». Сколько он всего сделал за 34 года!

12 апреля по всей территории Советского Союза была солнечная погода, создавалось ощущение, что сама природа радуется полёту, чувствуя, что вот-вот прорвётся земное тяготение, и кто-то выйдет в космос. А после полёта уже стали меняться и корабли, и место назначения, и задачи, был и полёт на Луну, но самым знаменательным событием в космонавтике всё же остаётся полёт Юрия Гагарина. Нейл Армстронг сказал: «Это он позвал нас в космос».


По материалам проекта пресс-службы и редакции сайта Российского нового университета
«Триумф Отечества. К 50-летию полёта Юрия Гагарина».


Партнёр: Российский новый университет