Программа стратегического развития НГПУ: промежуточные результаты и перспективные проекты

На ученом совете в НГПУ проректор по стратегическому развитию Наталья Алтыникова подвела итоги реализации программы стратегического развития вуза за прошедшие три года. Кроме того, в выступлении прозвучали актуальные задачи на ближайшие несколько лет. 

Программа стратегического развития рассчитана на 2012-2016 годы и направлена решение масштабных задач:обновление содержания и технологий образовательного процесса, развитие фундаментальной и прикладной научно-исследовательской деятельности, усиление ее интеграции с образовательным процессом, развитие инновационной инфраструктуры и материально-технической базы университета в соответствии с современными требованиями к процессу профессиональной подготовки студентов вуза.

Наталья Васильевна напомнила собравшимся, что три года назад Новосибирскому государственному педагогическому университету удалось попасть в число 55 избранных вузов страны, чьи программы, на условиях софинансирования, поддержало Министерство образования и науки РФ.За три года НГПУ получил 285,5 миллионов рублей субсидии. Что позволило совершить мощный рывок вперед в достижении ключевой цели реализации программы НГПУ : модернизации системы подготовки педагогических кадров, динамичное развитие актуальных направлений, и внедрение инновационных педагогических разработок в систему образования СФО. 

— За 3 года работы нам удалось создать в университете такую образовательную среду, которая позволит кардинально изменить содержание и технологии образовательного процесса и обеспечить подготовку учителей "нового типа", то есть способных ответить на вызовы современного общества и обеспечить прорывное развитие системы образования, - сказала Наталья Васильевна Алтыникова.

Проректор отметила, что в вузе реализован масштабный проект "Цифровая школа", который позволил создать условия для масштабного использования технологий электронного обучения, что особенно важно для подготовки современного педагога. В рамках данного проекта в НГПУ появились интерактивные лекционные аудитории и конференц-залы, позволяющие осуществлять онлайн трансляцию и видеозапись всех мероприятий и создавать учебное видео, учебные и научные лаборатории на уровне мировых стандартов, ресурсные центры по методикам преподавания всех предметных областей. Созданные в вузе условия требуют модернизации образовательных программ и эффективного встраивания новых технологий в учебный процесс в вузе. И это ключевая задача, которую предстоит решить коллективу НГПУ.

Большая работа проведена по модернизации библиотеки университета. В частности, акцент сделан на развитии электронной библиотечной системы, обновлено материально-техническое обеспечение, созданы новые условия для хранения большого количества информации. В этом году модернизирован читальный зал с открытой книговыдачей. И он также должен быть задействован в обучении как пространство для организации проектной, исследовательской работы студентов, организации семинарских занятий, групповых работ. 

Кроме того, в своем отчете Наталья Васильевна отметила развитие дистанционного образования в вузе: достаточно сказать, что количество электронных ресурсов увеличилось в 10 раз, а программ с применением удаленных технологий в три раза. Еще одно важное, но крайне непростое направление развитие сетевого взаимодействия с другими учебными учреждениями. И, прежде всего потому, что пока в стране нет четких моделей, которые могли бы служить примерами такой работы. В НГПУ задачу наладить сетевое взаимодействие поставили три года назад в программе стратегического развития вуза. Сегодня она реализована, работают различные образовательные программы с вузами, запущен проект «Профессорские чтения», в рамках которого ведущие ученые страны привлекались для преподавания в университете, создана межвузовская библиотека, запущен масштабный проект в регионе, связанный с развитием региональной образовательной сети. 

Но, пожалуй, еще более важное достижение по итогам прошедших трех лет, то, что примерно половина студентов нашего вуза оказались в той или иной степени вовлечены в научно-исследовательскую работу. У них появилось свое студенческое научное общество. И очень нужно поддержать эту инициативу, и помочь им выйти на новый уровень. Все предпосылки для такой работы есть. Вуз заботился об этом на протяжении трех лет реализации программы стратегического развития.

Сейчас нужно сделать плавный переход от совершенствования образовательной среды к развитию содержания учебных программ, к модернизации педагогического процесса, к созданию оптимального ассортимента образовательных программ, востребованных как на уровне региона, так и в целом, в стране.

Комментируя доклад, проректор по научной работе НГПУ Николай Александрович Ряписов сказал, что отдельные структурные подразделения по-разному видят свою роль в формировании основных показателей успешной работы вуза, и сейчас важно переходить, как было правильно отмечено в докладе Натальи Васильевны Алтыниковой, к содержанию образования. Эту мысль продолжил в своем выступлении ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василий Яковлевич Синенко, который отметил мощную научно-исследовательскую базу педагогического вуза и ее необходимость, как для работы школ, так и для жизни города в целом.

Резюмируя сказанное выступающими и основным докладчиком, ректор НГПУ Алексей Дмитриевич Герасев поблагодарил Наталью Васильевну Алтыникову как руководителя программы стратегического развития вуза. В частности, он сказал, что университет получил системный эффект от действия проекта. И сегодня вуз уже не тот, что был три года назад. И дело даже не в изменении материально-технической базы, как бы важно это ни было. Изменилось мышление, психология, это чувствуется в постановке задач, в позиционировании, в понимании, где вуз находится и какие в этой связи возникают проблемы, а главное - куда нужно двигаться дальше. 

Юлия Паначук

Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет