Педагогический профессионализм в центре внимания международной конференции

18-19 февраля в  рамках реализации гранта Президента РФ в НГПУ прошла ХI Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в образовании», посвящённая 80-летию университета.

Данная конференция проводится ежегодно и является ключевым профильным мероприятием вуза. В этом году в ней приняли участие 1313 человек, из которых очно участвовали 1058 человек. В их числе 175  представителей  образовательных учреждений и органов управления образованием, 149 преподавателей и 728 студентов НГПУ. Количество иностранных гостей по сравнению с прошлым годом выросло в несколько раз: в этом году в работе конференции приняли участие 74 иностранных специалиста (6 из которых посетили мероприятие очно), среди них гости из Украины, Казахстана, Узбекистана, Германии, Белоруссии, США и Канады.

Пленарное заседание конференции открыла проректор НГПУ по стратегическому развитию Наталья Васильевна Алтыникова:

– Эта конференция превратилась в знаковое мероприятие, которое в этом году для нас особенно значимо: во первых, она даёт старт мероприятиям, посвященным восьмидесятилетию НГПУ, а, во-вторых, позволит нам обсудить вопросы модернизации педагогического образования, активными участниками которой мы  являемся – поприветствовала участников Наталья Васильевна. –  Помимо решения научных задач, мы хотим обсудить практические механизмы решения проблем существующих сегодня в образовании. Как организовать учебный процесс подготовки педагогических кадров? Что такое сетевое взаимодействие? Как наиболее эффективно использовать информационно-коммуникационные  технологии? Как организовать обучение для людей с ОВЗ? На эти и другие вопросы наши секции призваны искать ответы.

Участников конференции также приветствовали начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья Николаевна Копаева и председатель Новосибирской областной общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Геннадьевна Сутягина.

 – Разрешите поздравить всех с этим знаменательным и уже традиционным событием, – обратилась к присутствующим Наталья Николаевна Копаева. – Особую ценность и значимость этому форуму придает возможность обменяться мнениями, сравнить достижения с мониторингом других регионов, опубликовать результаты. Уверена, что объединение наших усилий позволит успешно двигаться по пути модернизации!

В продолжение открытия конференции с пленарным докладом выступила Наталья Васильевна Алтыникова, рассказавшая о перспективных направлениях развития педагогического образования, а адъюнкт-профессор Университета Саймона Фрейзера, профессор Инклюзивного и специального образования университетского колледжа Пвани (Кения), почетный профессор НГПУ Ричард Зиглер, поделился опытом педагогических работников в условиях инклюзивной практики. Помимо них, с докладами выступили: доктор философских наук Юлия Васильевна Койнова-Цёльнер, действительный член Нью-Йоркской Академии Наук Цезарь Петрович Короленко и доктор Кёльнского университета Филипп Валькенхорст.

Далее работа конференции продолжилась в 17 секциях в форме мастер-классов, дискуссионных и образовательных площадок, проектно-аналитических секций, посвященных актуальным вопросам современной педагогики: профессиональной практике в условиях модернизации педагогического образования, стратегии развития воспитания в Российской Федерации, образовательной робототехнике, информационно-коммуникационным технологиям в начальном образовании, профессионализму в социально-педагогической деятельности, использованию планшетных технологий в образовательном процессе и современным образовательным технологиям в сфере дошкольного образования.

– На секции робототехники мы продемонстрировали фрагмент занятия из программы школьников пятого-седьмого класса. Сначала было выдано небольшое количество теории, а затем началась сборка робота-пятиминутки с программированием его на блоки. Пробовали программировать «наглого робота», идущего на препятствие, «пугливого», который пытается убежать от препятствия. Ставили различные датчики, смотрели, к чему это приводит, – рассказал ведущий секции «Образовательная робототехника как фактор развития политехнического образования» Александр Владимирович Малков. – Важно, что через робототехнику можно легко объяснить очень сложные вещи. Кроме того, в отличие от многих других дисциплин, она сразу дает эффект: можно посмотреть, получается ли что-то, а если не получается, то почему.

Гости и участники конференции отметили высокий уровень организации конференции, а также сошлись во мнении, что педагогическому сообществу нужно больше подобных мероприятий. Ведь именно на них можно познакомиться с опытными коллегами, услышать мнение молодых педагогов и студентов, а также поделиться собственными профессиональными находками с единомышленниками.

– Приняв участие в мастер-классе по робототехнике, я получила массу положительных эмоций, узнала много нового и сделала вывод, что внедрение данной дисциплины в образовательный процесс раскроет потенциал многих будущих инженеров. Стоит отметить профессионализм и способность доступно изложить материал организаторов мастер-класса, – рассказала студентка третьего курса Факультета технологии и предпринимательства (ФТП) НГПУ Ангелина Нещадим.

– Я побывала сегодня на мастер-классе Ирины Ивановны Шульги, посвященном педагогической анимации. Она приводила очень интересные примеры, серьезную теорию перемежала небольшими играми и шутками – это позволяло лучше усваивать информацию. Лично для себя я открыла много полезного: даже не задумывалась о том, как важна для ребенка интересная досуговая деятельность. Интересна и вторая часть мастер-класса, организованная в формате активной игры – полученные знания очень пригодятся в будущем, в том числе в работе аниматором и как вожатой в лагере, – поделилась впечатлениями студентка второго курса Института детства (ИД) НГПУ Анастасия Трумпф.

По итогам конференции были составлены рекомендации для вузовских подразделений и кафедр, а также открытое письмо в Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Министерство образования и науки РФ.

– Мы предлагаем подготовить перечень предложений в проект Стратегии развития воспитания в РФ (2015-2025), сформулировать предложения для разработки стандарта социального педагога, подготовить информационные материалы о возможностях НГПУ по содействию в реализации Стратегии развития воспитания в РФ, а также расширить сотрудничество с организациями среднего профессионального образования по подготовке педагогических кадров на основе идей педагогической анимации,  – сообщила заведующая кафедрой педагогики и психологии ИФМИЭО НГПУ Елена Васильевна Андриенко.

По материалам конференции опубликован трехтомный сборник научных трудов.

Полный фотототчет ХI Международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в образовании»

Видеоматериалы конференции

Василий Вагин

Партнёр: Новосибирский государственный педагогический университет