В НИУ «БелГУ» обсудили мировые тренды высшего образования

Каким будет университетское образование через 20 лет и как учесть мировые тренды в своей работе, обсудили представители ректората, учёного совета, факультетов и институтов НИУ «БелГУ» на дискуссионном семинаре.

В своём вступительном слове ректор Белгородского госуниверситета профессор Олег Полухин напомнил, что уже давно назрела необходимость создания постоянно действующей дискуссионной площадки, на которой все заинтересованные представители вуза и приглашённые специалисты рассматривали бы передовой опыт в системе высшего образования и предлагали варианты внедрения лучших научно-образовательных практик в деятельность университета. Ректор также очертил спектр задач, которые стоят перед вузом. Например, в университете успешно реализуются система мероприятий, направленных на развитие научно-исследовательской работы и повышение объёма НИОКР, превысившего по результатам 2014 года один миллиард рублей. Как сохранить положительную тенденцию и одновременно повысить конкурентоспособность отдельных факультетов и институтов?

«Останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому сегодня важно знать, какие перспективы ждут нас в условиях мировых и национальных трендов образования», – обозначил тему обсуждения Олег Николаевич.

Заместитель проректора по научной и инновационной деятельности Андрей Пересыпкин и исполнительный директор Высшей школы управления НИУ «БелГУ» Наталья Говоруха выступили с сообщениями по теме заседания, обобщив информацию, полученную ими в ходе обучения по программе повышения квалификации «Новые лидеры высшего образования-2014» в Московской школе управления «Сколково», реализованной по инициативе Министерства образования и науки России.

По словам Андрея Пересыпкина, ключевыми трендами развития высшего образования сегодня являются интернационализация, цифровизация (дигитализация) и смена источников финансирования высшего образования. Он сообщил, что ведущие мировые вузы переходят на новую систему приёма абитуриентов – ставка делается не на количество поступающих, а на поиск и приглашение лучших и талантливых.Ведущие вузы мира стремятся к институциональной мобильности, участвуя в открытии так называемых образовательных оффшоров и расширяя свою филиальную сеть. В рамках второго тренда был отмечен рост авторитета MOOC (massiveopenon-linecourses / массовых открытых онлайн-курсов). Преимуществами таких курсов являются расширенные возможности индивидуализированного обучения в любом возрасте. При рассмотрении третьего тренда речь зашла об увеличивающихся объемах венчурных инвестиций в систему образования и в отдельных абитуриентов на фоне сокращающихся государственных расходов в ведущих странах мира.

Наталья Говоруха рассказала о футурологических концепциях развития высшего образования на основе форсайта «Образование 2030». Она рассказала о прогнозе предстоящих перемен в системе образования страны и мира на ближайшие 20 лет. По её словам, с развитием технологий, появлением новых и исчезновением старых профессий университеты тоже должны будут перейти на новые стандарты. Предполагается, что исчезнет привычный диплом государственного образца, значимость приобретёт портфолио студента, который по окончании обучение получит возможность стартапа. Образование постепенно перейдёт в on-line формат, а статус человека, окончившего вуз, станет элитарным. А уже после 2025 года вузы разделятся на три вида: лидеры, середняки и отстающие.

В ходе обсуждения директора институтов и деканы факультетов поделились своим видением перспектив вуза. Подобное обсуждение было решено сделать регулярным. 

Каким будет университетское образование через 20 лет и как учесть мировые тренды в своей работе, обсудили представители ректората, учёного совета, факультетов и институтов НИУ «БелГУ» на дискуссионном семинаре.

В своём вступительном слове ректор Белгородского госуниверситета профессор Олег Полухин напомнил, что уже давно назрела необходимость создания постоянно действующей дискуссионной площадки, на которой все заинтересованные представители вуза и приглашённые специалисты рассматривали бы передовой опыт в системе высшего образования и предлагали варианты внедрения лучших научно-образовательных практик в деятельность университета. Ректор также очертил спектр задач, которые стоят перед вузом. Например, в университете успешно реализуются система мероприятий, направленных на развитие научно-исследовательской работы и повышение объёма НИОКР, превысившего по результатам 2014 года один миллиард рублей. Как сохранить положительную тенденцию и одновременно повысить конкурентоспособность отдельных факультетов и институтов?

«Останавливаться на достигнутом нельзя, поэтому сегодня важно знать, какие перспективы ждут нас в условиях мировых и национальных трендов образования», – обозначил тему обсуждения Олег Николаевич.

Заместитель проректора по научной и инновационной деятельности Андрей Пересыпкин и исполнительный директор Высшей школы управления НИУ «БелГУ» Наталья Говоруха выступили с сообщениями по теме заседания, обобщив информацию, полученную ими в ходе обучения по программе повышения квалификации «Новые лидеры высшего образования-2014» в Московской школе управления «Сколково», реализованной по инициативе Министерства образования и науки России.

По словам Андрея Пересыпкина, ключевыми трендами развития высшего образования сегодня являются интернационализация, цифровизация (дигитализация) и смена источников финансирования высшего образования. Он сообщил, что ведущие мировые вузы переходят на новую систему приёма абитуриентов – ставка делается не на количество поступающих, а на поиск и приглашение лучших и талантливых.Ведущие вузы мира стремятся к институциональной мобильности, участвуя в открытии так называемых образовательных оффшоров и расширяя свою филиальную сеть. В рамках второго тренда был отмечен рост авторитета MOOC (massiveopenon-linecourses / массовых открытых онлайн-курсов). Преимуществами таких курсов являются расширенные возможности индивидуализированного обучения в любом возрасте. При рассмотрении третьего тренда речь зашла об увеличивающихся объемах венчурных инвестиций в систему образования и в отдельных абитуриентов на фоне сокращающихся государственных расходов в ведущих странах мира.

Наталья Говоруха рассказала о футурологических концепциях развития высшего образования на основе форсайта «Образование 2030». Она рассказала о прогнозе предстоящих перемен в системе образования страны и мира на ближайшие 20 лет. По её словам, с развитием технологий, появлением новых и исчезновением старых профессий университеты тоже должны будут перейти на новые стандарты. Предполагается, что исчезнет привычный диплом государственного образца, значимость приобретёт портфолио студента, который по окончании обучение получит возможность стартапа. Образование постепенно перейдёт в on-line формат, а статус человека, окончившего вуз, станет элитарным. А уже после 2025 года вузы разделятся на три вида: лидеры, середняки и отстающие.

В ходе обсуждения директора институтов и деканы факультетов поделились своим видением перспектив вуза. Подобное обсуждение было решено сделать регулярным. 


Партнёр: Белгородский государственный национальный исследовательский университет