Успешность студента – главный критерий
Экспертный совет занимается проблемами и задачами среднего профессионального образования и профессионального обучения. В его составе - директора колледжей, техникумов, ректоры вузов, общественные деятели. В зале Университета МФЮА собрались представители 11 российских регионов, с тем, чтобы обсудить актуальные вопросы среднего профессионального образования и выработать рекомендации парламенту России для дальнейшей законодательной работы в 2015 году. Тема нынешнего заседания Экспертного совета - законодательное обеспечение приоритетного развития профессиональных образовательных организаций (колледжей и техникумов).
Зампред думского Комитета по образованию Виктор Шудегов, открывая совещание, объяснил актуальность темы развития профессионального образования тем, что, во-первых, страна остро нуждается в налаживании самостоятельного производства всего необходимого: «Профессиональное образование – это то, без чего мы не сможем наладить импортозамещение и не решим тех задач, которые перед нами стоят». Во-вторых, отметил он, сегодняшняя сложная экономическая ситуация может привести к серьезным социальным последствиям – и это тоже необходимо принимать в расчет.
Возможно, в связи с этим президент РФ Владимир Путин в декабре- 2014 дал правительству ряд поручений, касающихся реформирования системы подготовки кадров. В частности, среди них – разработка комплекса мер, направленных на совершенствование системы профессионального образования. Предполагается выработать список 50 наиболее востребованных специальностей и профессий, способных обеспечить качественный рывок в экономике. Подготовка по ним будет вестись в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. Согласно поручению главы государства, к 2020 году эти программы будут реализовывать в половине профессиональных образовательных организаций. Этот список наиболее важных для страны специальностей должен быть представлен до 31 марта 2015 года.
Список ныне формируется, сообщил «Зачетке», студенческой газете МФЮА, Виктор Шудегов. По его словам, совершенно необходимо, чтобы этот документ был согласован регионами, так как каждый из субъектов федерации испытывает нехватку профессионалов разных специализаций и направлений. «Экскаваторщики, электрики, строители, сварщики, огромное количество специальностей, уровень которых требует значительно более высокой подготовки: айти-специалисты, педагоги, медицинские работники со средним образованием. У меня дочь окончила медицинское училище. Очень рад, что у нас в семье есть такой специалист - они же практико-ориентированные, - отметил депутат. - Кроме того, нужны специалисты со средним музыкальным образованием. Разве для мамы плохо иметь среднее музыкальное образование и учить своих детишек? Сегодня востребованность специалистов среднего звена в два раза выше, чем специалистов с высшим образованием. А учебные заведения готовят выпускников в обратной пропорции. Пирамида перевернута».
В части реформирования образования в думском профильном Комитете обсуждают возможность повышения зарплат преподавателям не с 2017 года, как предусмотрено нынешним законом, а с 2015 года. Правда, мнения на сей счет неодинаковы, хотя понимание есть. Комитет рассматривает законопроект «О статусе педагогического работника», новации которого, в частности, в том, что он приравнивает среднюю по региону зарплату работника образования к ставке и включает эту категорию сотрудников в список госслужащих, защищаемых законом.
В свою очередь, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений РФ Виктор Демин рассказал о ходе работ по реализации государственной стратегии в области образования. Одно из важнейших решений состоит в том, что бизнес должен участвовать в развитии профессионального образования, иначе студенты будут оторваны от реалий и не смогут стать квалифицированными специалистами. «Бизнес должен стать более активным и более консолидированным с нами», - сказал Демин.
Ему оппонировал Сергей Петухов, глава кадровой службы Новолипецкого металлургического комбината, где, как оказалось, ведется большая работа с выпускниками учебных заведений. По его словам, работает Базовый университет, по 5 тыс студентов ежегодно проходят практику на комбинате, для трудоустройства выпускников резервируется по 600 рабочих мест в год. «Не хватает сварщиков, токарей-фрезировщиков, - сетует он.- Бизнес готов работать со студентами. Но насколько готовы к этому образовательные учреждения?»
Второй момент, на который указал Виктор Демин, это осознание властями того факта, что стратегия доступного и качественного образования реализуется недостаточно, а структура расходования бюджетных средств, выделяемых на образование, «оставляет желать лучшего». «Образование, особенно профессиональное, не обеспечивает заказа на развитие производительных сил», - отметил он. А о воспитании студентов в системе профессионального образования и говорить не приходится. Экспертное сообщество отмечает низкий уровень школьного образования. Со ссылкой на ректора МГУ Виктора Садовничего Демин сообщил, что выпускников средних школ, поступивших в МГУ, приходится доучивать в течение полутора лет до уровня, который требуется для усвоения университетских программ.
«Успешность студента не стала главным критерием оценки учебного заведения», - посетовал Виктор Демин. Ораторы на Экспертном совете выступали эмоционально. «Огромное число вузов готовит студентов для выпуска «в никуда», - говорили одни. Другие вторили: «Рынок труда не может быть удовлетворен тем, что дает ему профобразование». Третьи – сетовали на то, что государство финансирует лишь те программы, на которые поступают юноши, тогда как девушки «вынуждены идти на платное образование, однако не у всех есть эти 100-120 тыс рублей». Работу над совершенствованием законодательства - ведут.
Партнёр:
Московский финансово-юридический университет