Учимся на расстоянии, часть 1: интервью руководителей институтов РосНОУ

В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что вспышка нового коронавируса приобрела характер пандемии, а её центром стала Европа. 19 марта Российский новый университет (РосНОУ) полностью перешёл на образовательные технологии, позволяющие обеспечивать взаимодействие студентов и преподавателей на расстоянии. Это не означало перехода на дистанционное образование, которое в вузах обозначается как заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Утверждённые до эпидемии учебные планы отменить было нельзя, и объёмы учебной работы, предусмотренные стандартами очной формы обучения (равно как и очно-заочной, и традиционной заочной), остались прежними.

В сжатые сроки в Российском новом университете научились проводить лекции, семинары, консультации, зачёты и экзамены на платформах Office 365, Microsoft Teams, Zoom, Skype и других.

Университет смог быстро адаптироваться к новым условиям, а о том, как это происходило и каким стал учебный процесс, редакции сайта рассказали руководители институтов, заведующие кафедрами, преподаватели и студенты РосНОУ.

Часть 1. Руководители институтов

Рассказывают Андрей Сергеевич Крюковский, Ольга Юрьевна Иванова, Сергей Андреевич Костин и Марина Николаевна Суреева.

«ЭТО БЫЛА БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, И БЫЛА ПРОДЕЛАНА ГЕРОИЧЕСКАЯ РАБОТА, ЧТОБЫ ЕЁ РЕШИТЬ»

Андрей Сергеевич Крюковский, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий (ИСИКТ) РосНОУ

Андрей Сергеевич, с какими сложностями институт столкнулся в первые дни?

Сложности были прежде всего технического характера. Нужно было установить все необходимые программы и проследить, чтобы они у всех функционировали. В первые дни мы начали работать онлайн прямо в компьютерном классе. Нам очень помогла лаборатория вычислительной техники ИСИКТ, её сотрудники настраивали компьютеры или лично, или дистанционно.

Также на первом этапе возникли большие трудности, связанные с тем, что студенты потеряли возможность работать с программным обеспечением Российского нового университета. Благодаря помощи лаборатории вычислительной техники у моих студентов появилась возможность работать удалённо. Теперь они удалённо подключаются к компьютерам университета и, находясь дома, фактически работают на технике, которая стоит в РосНОУ. Студенты используют лицензионные продукты, которые есть в университете, и могут выполнять те задачи, которые я перед ними ставлю.

Это была большая проблема, и была проделана героическая работа, чтобы её решить.

Насколько быстро получилось перестроиться на новый формат обучения?

Преподаватели перестроились практически сразу. Ни у кого не было выбора, поэтому пришлось быстро адаптироваться. Вопросы, конечно, возникали, но в процессе они решались. Сейчас на ИСИКТ все пользуются платформой Office 365.

Как изменился учебный процесс?

Вести обучение стало сложнее. Когда я читаю лекцию устно, мне не нужен подробный конспект и я могу давать задания на семинары сходу, заранее не готовя. В нынешних условиях материалов для онлайн-лекций приходится готовить в два раза больше, потому что резко сократилось общение со студентами. Преподаватели в два раза дольше готовятся к каждому занятию, студентам нужно освоить в два раза больше учебного материала, а время, отведённое на усвоение той или иной дисциплины, осталось прежним. Такие проблемы отмечают и преподаватели других вузов.

Насколько онлайн-формат затруднил учебный процесс?

Онлайн-обучение — это во многом имитация учебного процесса. Я не могу сказать, что у всех будет пробел знаний по предметам, которые сейчас стоят в расписании. Студенты разные, кто-то и в обычное время не учится, пропускает занятия. А те, кто учился в обычном формате, учатся и сейчас, ведь студент усваивает большую часть материала сам. У меня, например, в студенческие годы был приятель, который не ходил ни на одну лекцию, но при этом сдавал блестяще все экзамены! Но такой способ обучения доступен далеко не всем студентам.

В целом, такая форма учёбы, как сейчас — это лучше, чем ничего, но мы ждём, когда вернёмся к нормальному учебному процессу в аудитории вуза.

Многие студенты жалуются, что учебная нагрузка с переходом на дистанционный формат сильно возросла. С чем это связано?

Проблема возрастания нагрузки связана всё с тем же сокращением общения между студентами и преподавателями. Когда я готовлю задачу для практического занятия, мне кажется, что она проста, а студент, получив её, подумает иначе и ему будет сложно её решить. Если бы он был в аудитории, он бы ко мне обратился, и я бы ему сразу всё разъяснил. По переписке всё равно всех вопросов не решишь, каждый символ уточнять не будешь.

Я веду компьютерный предмет, если там чуть-чуть ошибиться в синтаксисе, вся программа не заработает. Поэтому я даю тот объём задач, который считаю необходимым, будучи уверен, что решение задач не займёт много времени. А ребята делают ошибки и сидят очень долго.

Сложно прогнозировать, сколько времени потребуется студенту для выполнения задания, ведь иногда они спотыкаются на очень простых, как мне кажется, вещах. С другой стороны, дать мало заданий — это значит ничему не научить. Так что пусть делают всё, что смогут, зато будут уметь.

Сформировались ли у преподавателей новые профессиональные компетенции?

Компетентность возросла, все познакомились с новыми электронными системами. В дальнейшем они будут использоваться при обучении. К тому же научиться новому — всегда полезно.

Изменятся ли ваши «живые» занятия после окончания карантинных мер?

В каком-то смысле да. Я же сейчас готовлю материал, и смогу потом раздавать его на лекциях в качестве дополнительного. Весь методический материал мы сможем потом использовать.

Как вы думаете, в итоге всё к лучшему? Преподаватели и студенты станут «лучшими версиями себя» после карантина или всё-таки нет?

Лучше бы ничего не было:) У студентов пробел, к сожалению, останется, хотя будет забавный опыт в жизни.


«ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЛИШЬ ДАЮТ ПРОЯВИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО УЖЕ БЫЛО ЗАЛОЖЕНО»

Ольга Юрьевна Иванова, кандидат культурологии, доцент, научный руководитель Института гуманитарных технологий Российского нового университета, президент Союза переводчиков России.

Ольга Юрьевна, как прошёл переход на новый формат учебного процесса?

Во всех университетах России, где готовят переводчиков, все преподаватели работают в полную силу, активно используя современные технологии. Даже те, кто раньше относился к проведению занятий в режиме онлайн с большим предубеждением, в условиях самоизоляции нашли в них положительные стороны, ответственно отнеслись к освоению предложенных технологий и работают с ещё большей нагрузкой, чем в обычное время.

Институт гуманитарных технологий РосНОУ давно использует информационные технологии в образовании вообще и в лингводидактике в частности. Начиная с 2010 года, мы были участниками всех крупных проектов Министерства образования и науки РФ, направленных на формирование дистанционной сети повышения квалификации для преподавателей русского языка как неродного и иностранного. У нас сформировалась эффективная команда преподавателей и инженеров, способных разрабатывать и проводить занятия в режиме онлайн. Мы активно сотрудничаем с крупнейшими международными онлайн-школами иностранных языков, центры которых расположены за рубежом (например, нашим партнёром является Юлия Амлинская).

Большой популярностью среди соотечественников за рубежом пользуется наша магистерская программа, посвящённая методике преподавания РКИ (направление — лингвистика). Преподаватели института используют наш, известный во многих странах мира форум «Русский язык в стране и мире» для размещения интересной и полезной информации, ссылок на культурные мероприятия. В ближайшее время на площадке Zoom мы планируем проводить встречи литературного клуба «Зелёная лампа», обсуждать в рамках тематических дискуссий «Нескучное чтение» интересные переводы произведений современных татарских писателей, рекомендованные нашими друзьями из Казанского федерального университета.

Как новый формат учебного процесса отразился лично на вас как на преподавателе?

Режим самоизоляции помог сделать общение с моими студентами более тесным: мы постоянно созваниваемся, переписываемся. Мне кажется, если ты отвечаешь за своё дело и любишь его, ты всегда, в любой ситуации, найдёшь возможность делать его хорошо.

Всё в итоге к лучшему? Мы все станем «лучшими версиями себя» после карантина или всё-таки нет?

У каждого своя судьба. У кого-то будущее сложится лучше, у кого-то хуже. Я не думаю, что произойдут кардинальные изменения, просто мы переживём ещё одно вселенское событие. Я фаталист по природе. Жизнь прекрасна и интересна, что бы в ней ни происходило. Обстоятельства никого не меняют, они лишь дают проявиться тому, что было уже заложено. А что не заложено, то и не проявится.


«СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕАЛИИ — ЭТО ВЫЗОВ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС»

Сергей Андреевич Костин, кандидат юридических наук, исполнительный директор Юридического института РосНОУ.

Сергей Андреевич, как прошёл переход на новый формат обучения в вашем институте?

Для начала позвольте поблагодарить моих коллег за понимание, профессионализм и самоотдачу в этот нелёгкий для нас всех период.

Дистанционный формат не является для нас чем-то новым. В Российском новом университете форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий была внедрена и успешно используется с 1998 года. В Юридическом институте РосНОУ представлены очно-заочная и заочная формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий по направлению «Юриспруденция». Перестроение коснулось в большей степени очной формы обучения. Меньше всего неудобств почувствовали те сотрудники, которые уже были вовлечены в образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий.

Дополнительным фактором, способствовавшим успешному применению дистанционных технологий в практике очной формы обучения, стало постепенное — на протяжении последних нескольких лет — создание научно-педагогическими работниками элементов электронной образовательной среды в рамках образовательных программ. По профилям программ бакалавриата многие преподаватели уже несколько лет используют в образовательном процессе электронные учебно-методические материалы: видеолекции, вебинары, электронные словари и тесты, интегрированные библиотечные и справочно-правовые системы.

Как прошёл процесс перевода классической очной формы обучения на новый формат? Всем ли преподавателям удалось оперативно перестроиться?

Здесь ситуация складывается по-разному. Преподаватели, являющиеся уверенными пользователями ПК и уже применяющие электронные учебно-методические материалы, оперативно перестроились под новые требования и реалии. Для тех преподавателей, кто только начинает осваивать дистанционные образовательные технологии, проводятся специальные мероприятия с целью помочь максимально быстро адаптироваться. Выпущены подробные практико-ориентированные инструкции по работе в наиболее известных программах (онлайн-коммуникаторах), проводятся обучающие семинары, организован канал связи для ответов на технические вопросы преподавателей.

Какие из дистанционных форматов обучения предпочитают ваши преподаватели?

Сейчас рано говорить о сформировавшихся предпочтениях. Преподаватели стараются в полной мере освоить и использовать различные дистанционные форматы: лекции и семинары в формате видеоконференции, удалённая постановка задач посредством электронной почты, работа с электронными учебно-методическими материалами и ряд других форм. Должно пройти больше времени, чтобы сформировались устойчивые предпочтения.

Какие трудности уже позади и благодаря чему это произошло?

Юридический институт и наши кафедры существуют в контуре Российского нового университета и не могут функционировать автономно. Пожалуй, основная сложность заключалась в психологическом преодолении привычки решать вопросы через личный (очный) контакт с коллегами.

В условиях пандемии, когда большинство сотрудников университета вынуждены работать из дома, важно было наладить удалённый контакт со всеми службами университета: учебно-методическим управлением, службой информационных технологий, юридической службой, бухгалтерией, кадровой службой и рядом других подразделений. В этом вопросе ключевую роль сыграло руководство университета, предложив понятные алгоритмы взаимодействия.

Хочу отметить, что в этот непростой период коллектив института не только адаптировал учебную работу, но и научился использовать дистанционные возможности для продолжения научных и проектных исследований. Так, 10 апреля в Юридическом институте в онлайн-формате была проведена международная научно-практическая конференция «Цивилизационная роль права в современных интеграционных процессах». Ряд ключевых участников конференции из Москвы, Нью-Йорка, Роттердама, Казани представили свои видеодоклады (с ними можно ознакомиться на странице конференции).

Другой хороший пример адаптации к условиям удалённой работы с применением дистанционных технологий — инициатива лаборатории правовых исследований, связанная с организацией студенческих практик для различных форм, уровней и профилей подготовки. Сейчас эта работа набирает ход и мы уверены, что даже после отмены временных ограничений некоторые решения будут использоваться, например — работа электронной приёмной юридической клиники.

Многие студенты говорят, что учебная нагрузка очень сильно возросла…

Это, безусловно, так. Об этом говорят, пишут и ощущают на себе не только студенты, но и весь коллектив Юридического института. Это связано прежде всего с тем, что изменилась сама структура нагрузки. То, что раньше можно было проговорить, в текущих условиях зачастую необходимо детально описать, подробно сформулировав алгоритм последовательных действий. Сейчас, в идеале, задание должно содержать в себе также описание его выполнения, сроки и форму ответа.

Сформировались ли новые профессиональные компетенции у коллектива института?

Если мы говорим, что цифровая грамотность — это профессиональная компетенция, то да. В остальном образовательный процесс не изменился, всё идёт согласно утверждённым учебным планам и расписаниям занятий.

Анализ месяца работы в новом формате показывает, что большинство научно-педагогических работников при первой же возможности посещают обучающие онлайн-семинары — как по ключевым вопросам практической юриспруденции, так и по применению передовых образовательных дистанционных технологий.

Изменятся ли «живые» занятия после карантинных мер?

Не думаю, что сами очные занятия изменятся. Возможно, произойдёт корректировка объёма часов таких занятий. Однако, на мой взгляд, как студенты, так и преподаватели уже скучают по «живому» общению. Это сделает «живые» занятия более ценными как для студентов, так и для преподавателей.

Всё в итоге к лучшему? Преподаватели и студенты станут «лучшими версиями себя» после карантина или всё-таки нет?

Лучшими станут только те, кто будет качественно над собой работать изо дня в день. Существующие реалии — это вызов для каждого из нас, поскольку дистанционный формат предполагает повышенный уровень дисциплины и самоорганизации, творческое отношение к предыдущему опыту и умение адаптироваться к меняющимся реалиям.


«НОВЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ РАСКРЫЛ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ»

Марина Николаевна Суреева, кандидат экономических наук, исполнительный директор Института бизнес-технологий.

Марина Николаевна, насколько сложно было перестроиться на новые форматы преподавания?

Перестроиться на новые форматы было несложно, большинство преподавателей очень быстро с этим справились. У каждого преподавателя по каждой дисциплине есть курсы лекций, вопросы и задания для самостоятельной работы и практических занятий. Оставалось только выбрать формат общения со студентами.

Все без исключения преподаватели института перешли на дистанционный формат обучения в течение первой недели режима самоизоляции.

Какие из дистанционных форматов предпочитают ваши преподаватели? В чём их преимущества (недостатки)?

В процессе обучения преподаватели используют разные форматы дистанционного обучения: занятия онлайн, вопрос-ответ в чате, отправка лекционного и презентационного материала, заданий для семинарских и практических занятий на корпоративную почту студентов. У всех используемых форматов есть свои плюсы и минусы. Например, при проведении онлайн-занятий может подвести связь, зато есть живое общение со студентами, которого нет при использовании корпоративной почты.

С какими сложностями столкнулись в первые дни? Какие трудности уже позади? Благодаря чему?

Во-первых, перестройка сознания и студентов и преподавателей. Всем необходимо было принять то, что занятия проводятся в дистанционном формате, не выходя из дома, но в строгом соответствии с расписанием. Сейчас общение между преподавателями и студентами проходит только на платформе Офис 365, задания выполняются и проверяются в установленные сроки.

Во-вторых, необходимо было подтянуть технические возможности: наличие интернета, программного обеспечения, веб-камеры и так далее.

Но всё это уже позади. И преподаватели, и студенты втянулись в процесс обучения на расстоянии, многие группы уже сдали экзаменационную сессию в дистанционном формате.

Многие студенты говорят, что учебная нагрузка с переходом на дистанционные формы очень сильно возросла. С чем это может быть связано?

В первую очередь, увеличился объём материала, который студенты изучают самостоятельно. Если нет возможности провести занятие в режиме онлайн, преподаватель высылает группе конспекты лекций, презентационные материалы, задания, список литературы и интернет-ресурсов для изучения материала и выполнения заданий.

Формируются ли у преподавателей новые профессиональные компетенции в сложившейся ситуации?

Конечно. Многие преподаватели впервые записывали видеолекции и проводили занятия онлайн, не говоря о промежуточной аттестации. Зачёты и экзамены в таком формате никогда ранее не проводились.

Изменятся ли «живые» занятия после окончания карантинных мер?

Я думаю, да. За время самоизоляции студенты почувствуют острую нехватку живого общения с преподавателем и станут больше ценить часы, проведённые в аудитории.

Всё в итоге к лучшему? Преподаватели и студенты станут «лучшими версиями себя» после карантина или всё-таки нет?

Определённо, да. Новый формат обучения раскрыл потенциал многих преподавателей и студентов.

Читайте интервью с заведующими кафедрами и преподавателями РосНОУ во второй части статьи «Учимся на расстоянии» и интервью со студентами в третьей части.


Партнёр: Российский новый университет