«70 лет – не возраст!» - так говорят о человеке и в семьдесят лет продолжающем трудиться, вести активный образ жизни. В этом году исполнилось 70 лет с начала профессиональной подготовки специалистов на кафедрах ядерного цикла (ядерной физики, радиохимии), и кафедра радиационной технологии полна новых планов и надежд.
Кафедра радиационной технологии – преемница кафедры ядерной физики, созданной в 1949 году. За прошедшие годы кафедра пережила и бурный подъем, связанный с потребностью страны в специалистах в области атомной промышленности, и период ее переформатирования после чернобыльской аварии. Нынешний период, уже получивший название «ядерный ренессанс», связан не только с восстановлением позиций атомной энергетики, но и с широким применением радиационных технологий.
Кафедра радиационной технологии встречает новых студентов, обучающихся по специализации «Радиационная химия и радиационное материаловедение» (специальность 18.05.02 – «Химическая технология материалов современной энергетики»), в обновленной аудитории и отремонтированных учебных лабораториях. В этом смогли убедиться и студенты 564 группы третьего курса инженерно-технологического факультета в ходе учебной практики. Предыдущие годы их обучения носили фундаментальный характер. Они изучали математику, физику, механику, химию, философию, другие гуманитарные и общепрофессиональные дисциплины. О будущих профессиях слышали только в первом семестре, поэтому к этому лету успели все основательно забыть.
К слову, студенты младших курсов теперь учатся по новому плану. И «Введение в специальность» теперь изучается на втором курсе, ближе к распределению по специализациям, и на третьем курсе преподавателями кафедры преподаются дисциплины профессионального характера. Во время учебной практики студенты познакомились с историей кафедры, с деятельностью традиционных профильных организаций и с новыми возможностями дальнейшего трудоустройства.
Опытнейший преподаватель кафедры доцент О.П. Никотин провел экскурсию по кафедральной лаборатории ускорителей, в которой находятся первые в стране вузовские ускорители электронов и нейтронов. На них, приего непосредственном участии, в прошлом веке изучались образцы космической техники, материалы для атомной промышленности, делались научные открытия мирового уровня.
Самый молодой доцент кафедры кандидат физико-математических наук А.А. Борисенкова организовала знакомство студентов с работами лаборатории голографических информационно-измерительных систем, отделения молекулярной и радиационной биофизики и группы протонной терапии НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ (Гатчина).
Самый креативный преподаватель доцент Ж.Б. Лютова сопровождала студентов во время экскурсии в АО «Радиевый институт им. В.Г. Хлопина», которую провел бесконечно любящий свою работу директор музея С.В. Хлебников.
Самый творческий преподаватель заведующий кафедрой И.В. Юдин показал возможности использования облучательных установок и радиохимической лаборатории на примере действующего под руководством директора В.Н. Ломасова Научно-технологического комплекса «Ядерная физика» СПбПУ. Здесь, в мишени циклотрона совершается таинство рождения новых радионуклидов для ядерной медицины. Выделение полученных радиоактивных изотопов проводят в специальных радиохимических лабораториях. Для испытаний на устойчивость к радиационному воздействию изделий электронной промышленности используют мощные электронные ускорители.
Новые возможности применения знаний, полученных во время обучения в Технологическом институте, были продемонстрированы самым практическим преподавателем доцентом Н.В. Чумак во время экскурсии в АО «Балтийский завод» и Центр морских арктических компетенций ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова. Здесь строятся самые мощные на сегодняшний день атомные ледоколы, для работы на которых через несколько лет потребуются специалисты, потребности в которых может обеспечить, в том числе, и кафедра радиационной технологии. Студенты смогли увидеть, как умения, получаемые ими при изучении учебных дисциплин, трансформируются в навыки, необходимые для управления атомоходами.
Проведенные экскурсии показывают, что, при успешной учебе и наличии желания работать, выпускники кафедры востребованы в самых разных сферах науки и промышленности. Это дает стимул к развитию и самой кафедры. А лучшим итогом учебной практики студентов становится их реакция: «Вот теперь нам становится понятнее – зачем мы изучаем многие дисциплины, которые нам казались не обязательными!»
Несмотря на возраст, кафедра готова к изменениям. В планах – создание доступного широкому кругу посетителей музея облучательной техники, создание оборудованных аудиторий и расширение контактов с профильными организациями. Короче, в 70 лет жизнь только начинается!