Ученые обнаружили парадоксы в неформальном образовании студентов

Около 73% студенческой молодежи при необходимости срочно получить знания обращаются к неформальному обучению: внеуниверситетским семинарам, мастер-классам или курсам. При этомлишь треть работающих респондентов признают, что неформальное образование положительно отразилось на их трудоустройстве. Это выяснили социологи ТюмГУ, исследуя практики неформального обучения студенческой молодежи. В исследовании участвовали студенты из вузов Москвы, Тюмени, Волгограда, Екатеринбурга, Самары, Казани, Ижевска, Архангельска и Петропавловск-Камчатского (выборку составили 894 студента). Наиболее ценным результатом участия в семинарах, тренингах, мастер-классах или занятиях на курсах респонденты назвали получение дополнительных знаний к уже имеющимся (27 %), приобретение актуальных знаний в короткие сроки (26 %), получение практических навыков (17 %), выработку навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности (16 %), и реализацию творческого потенциала (9 %). Более половины опрошенных (53%) признались, что «иногда просмотр обучающего ролика на YouTube полезнее, чем прослушивание лекции преподавателя в вузе». «Неформальное образование начинает выполнять в обществе новые функции. Причина тому проста:система формального образования "не успевает" за скоростью обновления технологий, социально-экономическими изменениями и новыми потребностями рынка труда, – рассказала доцент кафедры общей и и экономической социологии ТюмГУ Галина Ефимова. – В России этот вид образования пока недостаточно используется, но именно онможет стать драйвером развития и обеспечить быстрое освоение востребованных компетенций, в том числе взрослым населением. На сегодняшний день такие формы обучения населения,практики признания и сертификации компетенцийпрактически отсутствуют и лишь отдельные компании в России заявляют о своей готовности оценивать персонал по фактическим навыкам». По словам доцентаТюмГУ Марины Кичеровой, страны-лидеры по индексу человеческого развития входят в группу стран с развитыми практиками неформального образования. Практики признания такого образования позволяют европейской молодежи сертифицировать полученные знания и навыки, расширять образовательные горизонты, а также повышают активность молодежи в волонтерской деятельности, лидерских проектах и университетской мобильности. При этом, как показало исследование, студенты осознают важность неформального образования и перспективы, которые оно предоставляет для дальнейшего трудоустройства, но недостаточно мотивирована к поиску и практическому использованию ресурсов для получения необходимых для нее компетенций. Статьяподготовлена в рамках гранта РФФИ. Источник: Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет