Андрей Филиппович: «Наша страна нуждается в подготовке тысяч ИТ-специалистов для цифровой медицины»

Ямал вошел в число пилотных регионов, приступивших к внедрению методов, связанных с искусственным интеллектом. Декан факультета информационных технологий Московского Политеха Андрей Филиппович поделился с ямальскими специалистами опытом подготовки ИТ-кадров для цифровой медицины на конференции «Искусственный интеллект в медицине», которая прошла в Салехарде. От скорости и качества анализа медицинских данных зависит здоровье и эффективность лечения. Эксперты надеются, что искусственный интеллект возьмет на себя значительную часть рутинной и неинтересной работы, оставив врачу больше времени для пациента. Но кто будет разрабатывать необходимое ПО? «В России практически нет образовательных программ в области цифровой медицины и найти специалистов в этой сфере почти невозможно, — отметил Андрей Филиппович. — Поэтому сегодня мы пытаемся придумать новые инструменты и технологии, которые позволят решить эту проблему. Мы специально даем студентам решать сложные задачи раньше, чем это делают другие вузы, чтобы к последнему курсу у них уже был опыт, дающий конкурентное преимущество. Для этого пришлось перевернуть учебный план и растянуть фундаментальные дисциплины на весь срок обучения, выбирая под них типовые проекты. В итоге за два года удается подготовить специалиста уровня Junior. Но появляется другая проблема: студенты быстро находят работу и затащить их обратно в университет становится сложно. Мы как образовательное учреждение оказались не готовы к тому, что старшекурсники предпочитают делать только те проекты, за которые им платят». Московский Политех также сотрудничает с чиновниками, одновременно обучая их ставить задачи: ведь получается, что государству надо развивать цифровую медицину, а ставить адекватное ТЗ и оценивать результаты мало кто умеет. Например, в рамках сотрудничества с администрацией г. Муравленко был сформирован проект «Монитор здоровья». В рамках него разработано мобильное приложение, которое позволяет фельдшеру проводить диагностику детей и моментально сообщать родителям результаты. Но сделать приложение — полдела, после этого начинается самое сложное: нужно интегрировать проект в государственную информационную систему, соблюдая закон о персональных данных. Для этого в этом семестре к проекту привлечены студенты с образовательной программы по кибербезопасности. Андрей Филиппович рассказал и о магистерских программах в сфере цифровой медицины. «Мы создали проектно-технологические магистратуры, в которых магистранты — это команда, выполняющая R&D-проект. Законодательство позволяет формировать команды из студентов разных специальностей. Одна из таких программ SurdoJet готовит специалистов в области жестомимического интерфейса. Еще одна программа «eHealth: Медицинские интеллектуальные системы» направлена на обеспечение высококвалифицированными IT-специалистами в области цифровой медицины и реализуется как отдельный трек группы магистерских программ в области компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта (CLAIM)», — отметил эксперт. Во время обучения студенты создают системы поддержки принятия диагностических и терапевтических решений в сфере здоровья (экспертные систем по основным видам нозологий; консилиумные и многофункциональные ЭС, интеллектуальные медицинские помощники), осваивают технологии автоматизированной обработки разнородных медицинских данных больших объемов, а также разрабатывают аппаратно-программные комплексы мониторинга и диагностики состояния пациентов, выявления предикторов развития экстренных событий, робототехнические системы для восстановительной и корректирующей медицины. Ямал вошел в число пилотных регионов, приступивших к внедрению методов, связанных с искусственным интеллектом. Декан факультета информационных технологий Московского Политеха Андрей Филиппович поделился с ямальскими специалистами опытом подготовки ИТ-кадров для цифровой медицины на конференции «Искусственный интеллект в медицине», которая прошла в Салехарде 5 апреля 2019 года.. От скорости и качества анализа медицинских данных зависит здоровье и эффективность лечения. Эксперты надеются, что искусственный интеллект возьмет на себя значительную часть рутинной и неинтересной работы, оставив врачу больше времени для пациента. Но кто будет разрабатывать необходимое ПО? «В России практически нет образовательных программ в области цифровой медицины и найти специалистов в этой сфере почти невозможно, — отметил Андрей Филиппович. — Поэтому сегодня мы пытаемся придумать новые инструменты и технологии, которые позволят решить эту проблему. Мы специально даем студентам решать сложные задачи раньше, чем это делают другие вузы, чтобы к последнему курсу у них уже был опыт, дающий конкурентное преимущество. Для этого пришлось перевернуть учебный план и растянуть фундаментальные дисциплины на весь срок обучения, выбирая под них типовые проекты. В итоге за два года удается подготовить специалиста уровня Junior. Но появляется другая проблема: студенты быстро находят работу и затащить их обратно в университет становится сложно. Мы как образовательное учреждение оказались не готовы к тому, что старшекурсники предпочитают делать только те проекты, за которые им платят». Московский Политех также сотрудничает с чиновниками, одновременно обучая их ставить задачи: ведь получается, что государству надо развивать цифровую медицину, а ставить адекватное ТЗ и оценивать результаты никто мало ктоне умеет. Например, в рамках сотрудничества с администрацией г. Муравленко Один из такихбыл сформирован проектов — «Монитор здоровья». В рамках него разработано мобильное Приложение приложение, которое позволяет врачу фельдшеру проводить диагностику детей и моментально сообщать родителям результаты. Но сделать приложение — полдела, после этого начинается самое сложное: нужно интегрировать проект в государственную информационную систему, соблюдая закон о персональных данных. Для этого в этом семестре , приходитсяк проекту привлекать привлечены в том числе студенты с образовательной программы специалистов по кибербезопасности. Андрей Филиппович рассказал и о магистерских программах в сфере цифровой медицины. «Мы создали проектно-технологические магистратуры, в которых магистранты — это команда, выполняющая R&D-проект. Законодательство позволяет формировать команды из студентов разных специальностей. Одна из таких программ SurdoJet готовит специалистов в области жестомимического интерфейса. Еще одна программа «eHealth: Медицинские интеллектуальные системы» направлена на обеспечение высококвалифицированными IT-специалистами в области цифровой медицины и реализуется как отдельный трек группы магистерских программ в области компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта (CLAIM)», — отметил эксперт. Во время обучения студенты создают системы поддержки принятия диагностических и терапевтических решений в сфере здоровья (экспертные систем по основным видам нозологий; консилиумные и многофункциональные ЭС, интеллектуальные медицинские помощники), осваивают технологии автоматизированной обработки разнородных медицинских данных больших объемов, а также разрабатывают аппаратно-программные комплексы мониторинга и диагностики состояния пациентов, выявления предикторов развития экстренных событий, робототехнические системы для восстановительной и корректирующей медицины.
Партнёр: Московский политехнический университет