РосНОУ принял участие в X Ежегодной конференции Нанотехнологического общества России

Читайте также:

Наноинженерия (бакалавриат)

10 бюджетных мест в 2019 году


Наноинженерия и лифт в космос

О том, чему будут учить будущих наноинженеров, почему нанотехнологии перспективны и при чём тут квантовая физика, рассказывает заведующий кафедрой технологии наноматериалов РосНОУ Владимир Витальевич Рыбалко.


В РосНОУ созданы лаборатории для изучения нанотехнологий

Специально для обучения студентов в лаборатории методов диагностики наночастиц, композиционных материалов и физико-химических измерений (МДНКМиФХИ) РосНОУ были открыты учебные кабинеты — лаборатории кристаллографии, материаловедения, общей химии, спектроскопии, физической химии.


26–28 марта 2019 года состоялась X Ежегодная Конференция Нанотехнологического общества России. Генеральный партнёр конференции — Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО.

В конференции принял участие заведующий кафедрой технологии наноматериалов Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Витальевич Рыбалко с докладом «Прикладные аспекты цифровизации образовательного процесса подготовки специалистов для наноиндустрии».


Тезисы доклада «Прикладные аспекты цифровизации образовательного процесса подготовки специалистов для наноиндустрии»

Цифровые технологии массово внедряются в образование и уже сегодня наглядно видно, как эта мощная волна меняют образовательный процесс [1, 2, 3]. Считается, что традиционное образование все сильнее будет тесниться цифровым, при этом снизится необходимость находиться в аудитории, очно общаться с преподавателем, работать в библиотеках в поисках учебных и иных материалов. Преподаватель предположительно превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний [4].

Однако образование это не просто передача знаний, это ещё и дискуссия, обсуждение различных концепций, и, что особенно важно для естественнонаучных направлений подготовки, наработка практических профессиональных навыков (компетенций). Одним из основных инструментов формирования компетенций категории «уметь» и «владеть» являются лабораторные работы. Информационные технологии в Российской высшей школе уже более 15 лет используются для создания лабораторных практикумов различных категорий. Эта фактически традиционная для нас, «цифровизация» даже привела к созданию устоявшихся типов лабораторного практикума.

В тоже время полная замена лабораторных работ виртуальными (та самая глобальная цифровизация) не оптимальна, так как каждый из типов работ имеет свои достоинства и недостатки. Выбор типа лабораторной работы должен осуществляться в зависимости от поставленной цели в рамках конкретной дисциплины.

Исходя из этого обстоятельства в Российском новом университете (РосНОУ) разрабатываются и внедряются в учебный процесс лабораторные практикумы различных типов. Сюда входят и виртуальные работы, приоритетной задачей которых является изучение с помощью математических моделей физических явлений (например, «Исследование температурной зависимости электропроводности углеродных нанотрубок» и др.), и практикумы, призванные дать возможность студентам получить практические навыки работы на наукоёмком аналитическом и технологическом оборудовании. Примером такой разработки является тренажёр ИК фурье-спектрометра. Набор осваиваемых на тренажёре навыков включает и подготовку образцов для исследования, и проведение собственно исследований с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов.

В докладе изложен, выработанный в РосНОУ, подход к формированию лабораторного практикума для естественно-научных дисциплин, а также приведены результаты работы университета по созданию и внедрению в учебный процесс новых учебных средств и образовательных технологий.

Литература

  1. Пронин Э.А., Тренды развития образования в цифровую эпоху.
    http://akvobr.ru/trendy_razvitiya_obrazovaniya_v_cifrovuyu_epohu.html
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации»
  3. Мелешко В., Главный тренд российского образования — цифровизация.
    http://www.ug.ru/article/1029 
  4. Тульчинский Г. Л., Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе. Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

Партнёр: Российский новый университет