Антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза
Пошаговый алгоритм по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Камчатского края (их проектов) 1. Изучить поступивший на рассмотрение нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта). 2. Установить орган, принявший нормативный правовой акт (разработавший проектнормативного правового акта) (в целях оценки компетенции органа на принятие (разработку) нормативного правового акта (его проекта). 3. Определить предмет правового регулирования нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) – сферу общественных отношений, которые они регулируют; проверить предмет правового регулирования нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), сопоставив на соответствие разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленномуКонституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными законами. 4. Установить, входит ли в сферу действия нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) регламентация отношений между органами государственной власти и физическими (юридическими) лицами. 5. Выписать все полномочия органа государственной власти, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений, требований (контрольные процедуры, требования представить информацию, документы и т.п.). 6. В том случае, если в тексте нормативного правового акта (его проекта) закреплены нормы, связанные с наложением на граждан (юридических лиц) требований (например, представить информацию, документы, обратиться в другие органы и т.п.), проверить перечни таких требований на наличие выражений «и другие», «и иные», «в исключительных случаях», «по усмотрению органа» и другие неопределенные требования к лицам при взаимодействии с органами государственной власти. 6.1.Также если в тексте нормативного правового акта (его проекта) употреблены неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера, характеризующиеся неясностью и неопределенностью правового регулирования (например, слова «объемность», «невозможность», «разумный», «пригодный»). 7. Найти в тексте нормативного правового акта (его проекта) выражения «вправе», «может», «по своему усмотрению» и другие неопределенные описания действий правоприменительных органов. 8. Найти в тексте нормативного правового акта (его проекта) некорректные формулировки, свидетельствующие о наличии коррупциогенного фактора, заключающегося в превышении правотворческим органом своих полномочий (например, формулировки «определяются (устанавливаются) Постановлением Правительства Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти)», «прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов», «сотрудник МФЦ передает» и др. формулировки, регламентирующие деятельность иных органов (их должностных лиц). Указанный коррупциогенный фактор чаще всего выявляется при дословном воспроизведении норм федерального и (или регионального значения). 9. Выявить нормы, устанавливающие исключения из общего правила (например, с формулировками «за исключением», «в отдельных случаях»). 10. Выявить наличие (отсутствие) отсылочных (бланкетных) норм (т.е. норм, предполагающих принятие иных нормативных правовых актов для реализации этого нормативного правового акта (его проекта) либо применение положений других структурных единиц (глав, статей, частей) рассматриваемого нормативного правового акта (его проекта); определить, обеспечено ли принятие иных нормативных правовых актов для реализации этого нормативного правового акта (его проекта). 11. Установить, определен ли порядок вступления в силу нормативного правового акта (его проекта). 12. Выявить наличие (отсутствие) норм временного характера. 13. Проанализировать нормативный правовой акт (его проект) на предмет последовательности, логичности изложения, соблюдения правил русского языка. 14. Проверить, на какие отношения, распространяется нормативный правовой акт (его проект); не имеет ли он обратной силы, установленной словами «распространяется действие на отношения, возникшие до издания настоящего акта». Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах), разработанные Минюстом России, также размещены на официальном сайте Минюста России в подразделе «Единство правового пространства» раздела «Деятельность».

Партнёр: Севастопольский государственный университет