«Артек» и СевГУ запустили совместную естественнонаучную программу
В «Артеке» начала работу образовательная программа СевГУ «Физика живых систем». Совместный проект развивает у детей естественнонаучное мышление и вовлекает в науку. Юные физики уже познакомились с гидробиологическим комплексом «Сальпа», провели опыты со скамьей Жуковского, плазменной лампой и гироскопом, а также положили начало собственным исследованиям. Программу «Физика живых систем» в «Артеке» курирует доцент кафедры «Физика» СевГУ Ольга Рогова. Она считает, что главная задача нового профильного отряда — дать детям импульс для дальнейшего движения в естественнонаучном направлении. «Закон Кларка говорит, что любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Мне кажется, в XXI веке общество как раз достигло такого предела. Дети не идут в технические направления, потому что это кажется им чем-то далеким и очень сложным, — отмечает Ольга Рогова. — А мы хотим показать ребятам: все достижимо! Для этого привезли в „Артек“ реальное научное оборудование, наполнили свою программу самыми зрелищными опытами, которые дети могут провести самостоятельно, создали учебные пособия... В нашем отряде артековцы могут понять, что наука — это интересный и увлекательный процесс». В первом профильном отряде юных физиков собрались 27 ребят из лагеря «Морской». Под руководством преподавателей СевГУ они уже рассмотрели все разделы науки об основных законах природы. Причем, сделали это не на абстрактных формулах, а на примере того, как работает тело человека. Например, считали, какое давление оказывает человек на Землю, определяли силу бицепса с помощью правила рычага, изучали механику биологических жидкостей. Уделили время и веселым демонстрационным опытам. Раскручиваясь на скамье Жуковского, дети наблюдали закон сохранения импульса. А на примере люстры Чижевского смотрели, как далеко от объекта с высоким напряжением распространяется электрическое поле. Даже возможность поработать с микроскопом вызвала большой интерес. Ребята взяли в качестве образца клетки буккального эпителия, окрасили их с помощью специальных препаратов и по виду ядра клеток сделали выводы о состоянии своего здоровья. «Занятия в профильном отряде отличаются от уроков в школе! — рассказал Егор Иванов из Мичуринска Тамбовской области. — Здесь мы проводим исследования на стыке физики и других наук, изучаем реальную жизнь — все, что нас окружает. Интересно было поработать с микроскопом, посмотреть, что происходит с клетками в нашем организме, и как на них влияет среда. Я планирую выбрать профессию на границе разных наук, и этот опыт в „Артеке“ поможет мне определиться». Профильный отряд будет работать в течение трех смен 2019 года, но уже сейчас видно, что программа востребована. По отзывам детей, она дает то, чего многим из них не хватает, — практические опыты, работу с оборудованием и межпредметную направленность, которая показывает, как тесно разные научные дисциплины взаимосвязаны в жизни. Источник: artek.org, Фото: artek.org
Партнёр:
Севастопольский государственный университет