Применение телеуправляемого необитаемого подводного аппарата Севастопольского государственного университета при исследовании кораблекрушения XI в. у Балаклавы
Лебединский В.В., Гинькут Н.В., Татарков Д.Б., Двухшорстнов В.И., Пронина Ю.А. Применение телеуправляемого необитаемого подводного аппарата Севастопольского государственного университета при исследовании кораблекрушения XI в. у Балаклавы[1]. Экспедицией Института востоковедения Российской академии наук и Севастопольского государственного университета при участии Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» в 2018 году были проведены археологические исследования в акватории населенного пункта Балаклава. На месте кораблекрушения судна XI вв. на глубине 85,6 м с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) «Марлин-350» Севастопольского государственного университета. Исследования проходили на месте обнаруженного ранее места кораблекрушения судна, как предполагалось X-XI вв. В 2015 в точке с географическими координатами N 44˚ 27′ 14" E 033˚ 33′ 04", расстояние до берега, - гора Кая-Баш 3800м, Западный мыс входа в Балаклавскую бухту 5530м (Рис.1.), на глубине 85,6 метров было обнаружено и обследовано скопление амфор и фрагменты деревянных конструкций, что позволило определить данный объект культурного наследия как место кораблекрушения [Лебединский, Татарков, Золотарев, Шакуро, Двухшорстнов, Пронина, 2017, с. 16]. Судно относится к средневековому, византийскому периоду и датируется по керамическому материалу XI в. В ходе исследований проведенных в 2015 году была сделана трассировка и разметка объекта, силами технических дайверов клуба «Ростов-Дайв», при поддержке РГО. Произведена детальная фото- видео- съемка места кораблекрушения. В результате из сотен снимков с помощью современного программного обеспечения был составлен общий фотограмметрический план памятника (Рис.2.) и создана его 3D модель (Рис. 4-7.). После проведения подготовительных работ в разных частях судна были заложены два квадрата размером 1х1 м; груз судна, амфоры, были промаркированы, сфотографированы в квадратах [Лебединский, Пронина, 2017, с. 50]. Из квадратов был извлечен верхний слой материала, - всего было поднято на поверхность пять амфор (Рис. 8, 1-5), в одной из них была обнаружена пробка из сосновой коры (Рис. 8, 6). В амфорах, вероятнее всего, перевозилось вино, так как в обнаруженной пробке из сосновой коры имеется отверстие для удаления продуктов брожения. На месте кораблекрушения видны выступающие из грунта части корабельных конструкций, хорошей сохранности. Большая глубина – 85,6 м, илисто-песчаный грунт обеспечило хорошую сохранность объекта, это позволяет надеяться на значительные фрагменты корпуса судна, сохранившиеся под слоем грунта. Эти сохранившиеся фрагменты судна представляют огромный интерес, так как помогут в реконструкции формы и отдельных узлов средневековых судов. Размер верхнего, видимого горизонта памятника (амфорного пятна) - 27х14м. В 2016 г. был произведен подсчет количества амфор и их крупных фрагментов в верхнем слое памятника, который показал цифру в 250–255 единиц [Лебединский, Пронина, 2017, с. 17]. В 2018 году исследования проводились с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА) «Марлин-350» Севастопольского государственного университета (Рис. 9-10.). В задачи исследований входило осмотр состояния памятника обнаруженного и обследованного экспедицией в сезон 2015 года, уточнение фотограмметрического плана места кораблекрушения, уточнение созданной трехмерной модели объекта, проведение подсчета целых амфор и их крупных фрагментов, составлявших груз корабля (на предмет возможных хищений), уточнение графического плана, подъем образцов - фрагментов керамики и древесины, для анализа химического состава глины и радиоуглеродного анализа древесины. Отдельными задачами были: модернизация ТНПА для проведения подводно-археологических исследований, создание и отработка методики применения ТНПА на глубоководных подводно-археологических объектах. Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) «Марлин-350» с рабочей глубиной до 350 м Севастопольского государственного университета перед началом работ был модернизирован для возможности использования его для обследования подводно-археологических объектов. Так на ТНПА были установлены лазерные целеуказатели, проецирующие на объект несколько хорошо заметных маркеров, расстояние между которыми было заранее известно. Это было сделано для того, чтобы при проведении фото- видео- фиксации объекта в кадре постоянно присутствовал масштаб, который бы передвигался по мере продвижения камеры по объекту. На ТНПА было установлено дополнительное освещение, которое было разнесено на дополнительных шарнирах, это позволяло получать кадры значительно лучшего качества и не засвечивать взвесь перед объективом камеры. Также на ТНПА была установлена дополнительная видеокамера высокого разрешения в специализированном глубоководном боксе. В процессе работы с ТНПА отрабатывалась методика его использования, которая легла в основу методического пособия: «Методические рекомендации по использованию ТНПА осмотрового класса в ходе подводно-археологических исследований» [Лебединский В.В., Татарков Д.Б., Двухшорстнов В.И., 2019]. Помимо ТНПА в исследованиях было задействовано большое количество дополнительного оборудования для дистанционного обследования объекта, это гидролокационный комплекс отечественного производства «Гидра 4», многолучевой эхолот Reson SeaBat 7125, использовались плавсредства - судно носитель ВМ 154 и БГК 2150 Черноморского флота РФ. В сезон 2015 года для уточнения вида тары, ее датировки, а также содержимого из заложенных квадратов были подняты на поверхность амфоры первого слоя – пять единиц (Рис. 8. 1–5). Амфоры представлены одним типом. Они имеют грушевидное тулово с небольшим перехватом в нижней части корпуса, округлое дно. Массивные, слегка уплощенные в сечении ручки высоко поднимаются над венчиком, крепятся непосредственно под ним и под углом опускаются на тулово. Венчик оформлен в виде так называемого «отложного воротничка», горло высокое. В верхней и нижней частях тулова – желобчатое рифление. Размеры поднятых сосудов варьируются от 46 до 54 см, диаметры венчиков – от 10,2 до 11,0 см, высота горла – от 10,2 до 17 см соответственно размерам сосудов; максимальный диаметр тулова – в пределах 24 –25 см. Глина – красновато-желтая с лакунами от выгоревших органических частиц, с блесками на поверхности[2] (Рис. 11.6 –7). На ручке, у нижнего прилепа, одной из амфор (№ 37649/2) сохранилось врезное клеймо в виде круга, внутри неясное буквенное обозначение. В нижней части горла другого сосуда (НВФ 1331/2) также имеется частично сохранившиеся клеймо в виде квадрата (?), внутри которого буквенное обозначение (Рис. 8. 3–4). В 2018 г. с целью уточнения археометрических данных глиняного теста сосудов на поверхность были подняты еще четыре образца (три горла с венчиками и ручками, а также дно), относящиеся к этому же типу сосудов (Рис. 11. 2–7). Один из сосудов сохранил фрагмент железного изделия (возможно, гвоздя), в момент разрушения корабля проткнувшего сосуд и коррозированного впоследствии (рис. 11. 5)[3]. Амфоры относятся к известному типу [Gunsenin, 1989, type IIb; Hayes, 1992, type 60; Антонова и др. тип XXI, Романчук и др. 1995, класс 43; Todorova, 2011, type II, Subtype II; Bakirtzis Type IV]. Ряд исследователей делят данные амфоры на подтипы: на два или на пять. В хронологическом диапазоне исследователи выделяют типы с ярко выраженными высокоподнятыми над остеоидным венчиком ручками, грушевидным с перехватом корпусом и датируют их первой половиной – серединой XI в. [Günsenin, 1989, p 269–271; Hayes, 1992, p. 75, fig.26–4; Антонова, Даниленко, Ивашута, Кадеев, Романчук, 1971, с. 93, рис. 22; Якобсон, 1979, с. 109, рис. 68.1–4; Романчук, Сазанов, Седикова, 1995, с. 68–70,…
Партнёр:
Севастопольский государственный университет