В дни празднования 190-летия Технологического института отмечался ещё один юбилей — столетие со дня рождения основателя Академического хора ТИ, профессора Санкт-Петербургской консерватории, Почётного профессора СПбГТИ Александра Ивановича Крылова. В ноябрьском номере «Технолога» мы уже писали о большой интересной жизни этого замечательного музыканта и педагога, который на протяжении 47 лет «учил музыке и дружбе» хористов-технологов. Сегодня беседуем с членом оргкомитета Юбилея «КРЫЛОВ-100», бывшей хористкой, выпускницей кафедры катализаторов Наталией Коваленко.
Ред. В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга 18 ноября прошёл концерт-посвящение А.И.Крылову, в котором успешно выступили оба хора Технологического института. И это было замечательное начало юбилейных торжеств.
НК. Да, концерт получился грандиозный. В нём пели два хора, основанные Крыловым - Академический хор СПбГТИ (ТУ), носящий сейчас его имя, и Акадмический хор ЛЭТИ, а кроме того, хор «Возрождение», в котором поют ветераны крыловских хоров и самый молодой — наш технологический Камерный хор «Консонанс». В зале были студенты и сотрудники наших университетов, деятели искусства, почётные гости, семья Александра Ивановича Крылова, но больше всего — хористов-крыловцев от 50х до 90-х годов. Приехали бывшие участники хоров ЛТИ и ЛЭТИ из Москвы, Пскова, Нижнего Новгорода, Красноярского края, Ухты, Сочи (причём этой хористке уже около 80 лет!), добрались даже из Франции и Израиля.
Честно говоря, мы и не мечтали, что концерт сможет пройти в столь престижном месте - зале Государственной академической капеллы, но ректоры ЛЭТИ и Техноложки на паритетных началах выделили средства для организации концерта и создания фото-выставки, посвящённой Крылову. Мы, хористы-технологи благодарны нашему ректору А.П. Шевчику и проректору по воспитательной работе В.Н. Нараеву за поддержку!
На мой взгляд, это не только благородный жест в память о Почётном профессоре Крылове, но и сигнал действующим хорам и другим творческим коллективам Технологического института: вы — важны, вы — нужны в техническом вузе.
Нужно сказать, что программы, которые были представлены Академическим хором им. Крылова под руководством Яны Волконской и Камерным хором «Консонанс» под руководством Ирины Шишкиной, а также качество выступления порадовали весьма искушённую публику. Ведь своих младших братьев и сестёр слушали «Птенцы гнезда Крылова».
Ред.Известно, что в Императорском Технологическом (как и в Училище гражданских инженеров (строителей) и в Корпусе инженеров путей сообщения)в дореволюционное время существовали певческие кружки или небольшие мужские хоры. Господа инженеры были разносторонне образованными людьми и имели возможность этим заниматься.
Современным студентам труднее — на младших курсах нужно осваивать большое количество дисциплин, а на старших курсах ещё и работать, чтобы после выпуска предъявить работодателю опыт и стаж. До пения ли им?
НК. У меня есть рецепт, отработанный поколениями хористов. Если на младших курсах серьёзно учиться и одновременно активно участвовать в общественной жизни вуза, заниматься спортом и участвовать в творческом коллективе (например, в одном из хоров), то к 3-му курсу вырабатывается навык интенсивного использования времени, умение соблюдать баланс учёба/развитие/отдых, появляется бесценный опыт работы в команде.
Ред. Да, хор это команда, много людей стоят на сцене и поют одновременно. Не теряется ли в этой ситуации индивидуальность каждого участника?
НК. Когда я поступила в хор, количество певцов на сцене было от 60 до 100 человек. И эта масса, казалось бы, поглощает тебя, ровняет со всеми. Но сила классической музыки, и хоровой в том числе, в гармонии, внутри которой ты находишься, поёшь, творишь. Приходит понимание, что и от тебя одного зависит результат — не вовремя вступишь, споёшь фальшиво и испортишь труд многих людей. Я бы сказала, что пение в хоре - это баланс общего и индивидуального. А ещё это возможность исполнять серьёзную и порою очень сложную музыку, не имея специального образования, абсолютного слуха, не владея никаким инструментом. Александр Иванович говорил, что голос - это самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент данный человечеству.
То есть при коллективном музыкальном творчестве индивидуум расцветает, расширяется взгляд на мир, все способности, в том числе и технические, развиваются.
Например, среди «выпускников» нашего хора огромное количество руководителей науки и производства: бас Валерий Майков, выпускник кафедры технологии твёрдых химических веществ, на ФГУП "Завод им. Морозова" прошёл путь от мастера до главного инженера; тенор Юрий Клименко более 30 лет работал в НИИ РПИ (резиновых покрытий и изделий), из них 26 лет был членом проблемного совета ФКА «Роскосмос»; альт Елена Гуданис, выпускница кафедры катализаторов — сейчас замначальника подразделения Опытного завода РНЦ «Прикладная химия», где создаются каталитические «начинки» для узлов пилотируемых космических кораблей; баритон Александр Великин окончил кафедру «Процессы и аппараты», волею судьбы стал ликвидатором, а теперь является председателем комиссии по законотворчеству и судебной защите в Союзе «Чернобыль» России; баритон Павел Боруцкий окончил кафедру сорбентов, сейчас он заместитель директора по научной работе ООО «НПФ «ОЛКАТ», к.т.н, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 2015 г. И это только некоторые хористы из тех, кого я знаю лично.
Могу рассказать о легендарныххоровыхвыпускниках. Виталий Сергеевич Фомин закончил кафедру пластмасс, после трёх лет работы по распределению получил консерваторское образование, став искусствоведом. А с 1976 по 1994 г он был художественным руководителем Ленинградской филармонии. Олег Всеволодович Мазурин, выпускник кафедры стекла и ситаллов, доктор наук, автор 400 научных статей и 15 монографий. На XIX конгрессе по стеклу в Эдинбурге в 2001 г. Олег Всеволодович получил международную премию за сотрудничество и развитие стекольной науки.
В сложные 90-е, когда химические заводы и, особенно, НИИ закрывались, многие мои друзья-хористы получали второе высшее образование, получали MBA-квалификацию. И из химиков-технологов переквалифицировались в высших менеджеров совместных предприятий, финансистов, преподавателей, руководителей турфирм — таков творческий потенциал выпускников Технологического института!
Разумеется, всех я не смогла перечислить. Хористы всегда были и остаются отличными друзьями, профессионалами высокой пробы, людьми с активной жизненной позицией.
Ред. О каких ещё делах и событиях, связанных со 100-летним юбилеем Крылова можете рассказать?
НК. Нам очень важно сейчас зафиксировать информацию об Александре Ивановиче. Например, выпускница факультета экономики и менеджмента, альт Ольга Королёва уже 10 лет исследует биографию Крылова: ищет в архивах, разговаривает с родными и учениками Маэстро.
На основе изысканий Ольги, воспоминаний хористов-крыловцев, и различных опубликованных документов тенор Николай Сергеев, выпускник кафедры химии и технологии синтетических биологически активных веществ, написал большую выверенную статью об А.И.Крылове в русскую Википедию.
При активном участии Т.Б. Чистяковой сержант-музыкант Крылов включён в список «Бессмертного полка Технологического института», а информацию о военных годах А.И. Крылова опубликовал «Технолог» в майском номере 2018 г.
На основе фотографий из семейного архива, снимков, сделанных нашими хористами во время репетиций, концертов, отдыха, вниманию публики в Государственной капелле представлена небольшая, но очень содержательная и эмоциональная фото-выставка, посвящённая Маэстро, «Музыкант. Человек. Учитель». Финансировал создание выставки Технологический институт, и сейчас она находится в музее вуза. Большую работу по отбору и подготовке фото-экспонатов провела солистка нашего хора 70-90х годов, а теперь исполнительный директор Группы компаний «Ревю», Ирина Глебова. По окончании торжеств, связанных со 190-летием СпбГТИ (ТУ) выставка будет временно предоставлена для показа в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», где А.И. Крылов также руководил хором 33 года.
Совместно с журналистами «Радио Россия.Санкт-Петербург» и «5 канал. Радио Петербург» наши хористы Елена Пец, Наталия Цветкова, Галина Свешникова, Римма Рогожина и др. провели в ноябре и декабре три радиопередачи об А.И. Крылове, хоровой музыке, хоровых традициях и хористах.
Валерия Иванова, выпускница кафедры технологии нефте-и углехимических производств, которая много лет пела в Академическом хоре ЛТИ, а теперь продолжает в Камерном хоре «Консонанс», собрала многочисленные воспоминания хористов об А.И. Крылове и о жизни хора Техноложки в 50-х-2000-х годах. Очень интересно!
Важное событие произошло в конце июля 2018 г. Делегация хористов посетила в Смоленской области город Гагарин — родину Первого космонавта, потому что в бывшем Гжатском уезде родился 100 лет назад и Саша Крылов. Ольга Королёва, а это была её идея, завязала деловые отношения с Историко-художественным музеем города, куда мы передали документы и предметы, связанные с жизнь и творчеством нашего Учителя.
Ред. Расскажите, пожалуйста, подробнее о Полуденном выстреле, произведённом 25 ноября в честь 100-летия Крылова.
НК. О традиционном Полуденном выстреле с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости знают все петербуржцы. Иногда Полуденный выстрел посвящают какому-нибудь знаменательному событию или заслуженному человеку. Деятели культуры нашего города, среди них завкафедрой хорового дирижирования СПб Консерватории В.В. Успенский, композитор В.В. Плешак, ученица Крылова, кандидат искусствоведения Н.С. Дробышевская, поддержали инициативу хористов и обратились в «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» (Петропавловская крепость) с соответствующей просьбой.
Нужно сказать, что «артиллерийский расчёт» для этой церемонии состоял из лучших людей, выбранных хорами-участниками концерта в Капелле. Академический хор им. Крылова представляла лучший студент-хорист года, 3-курсница факультета химической и биотехнологии Юлия Баранова (гр. 261). Лицом Камерного хора «Консонанс» стала отличница и спортсменка, студентка 4-го курса факультета химии веществ и материалов Светлана Тихомирова (гр. 154)
Но главным действующим лицом 25 ноября был Л.М. Лебедев, который поёт в хоре Технологического института с 1955 г., да-да. шестьдесят три года! Окончив кафедру вяжущих веществ, Леонид Михайлович работал в НИИ «Гипроцемент», где за 38 лет работы прошёл путь от инженера до главного специалиста технологического отдела. Один раз в начале 80-х он на 8 месяцев уехал во Вьетнам для осуществления авторского надзора на строительстве цементного завода Бимшон. И там из многочисленных советских специалистов Леонид Михайлович создал хор, обучал соотечественников многоголосному пению. Хор успешно выступал и после его отъезда. Кроме того, Леонид Михайлович является постоянным фотографом и архивариусом Академического хора им. Крылова. Среди хористов старшего и среднего поколения его зовут «Вечный Лебедь», а младшие обращаются к нему «дядя Лёня».
Вся наша делегация с большим интересом наблюдала за тем, как по команде главного канонира Леонид Михайлович дал ровно в 12.00 залп, посвящённый нашему дирижёру. На память мы получили стреляную гильзу, на которой выгравированы посвящение 100-летию А.И. Крылова, дата и место. Её мы передадим в Гагаринский музей, как и материалы о праздновании 100-летия Крылова в Петербурге.
Ред. В заключение расскажите, чему вы научились в хоре, что оставил вам, хористам А.И. Крылов.
НК. Кроме нотной грамоты и правил звукоизвлечения Александр Иванович, как хороший родитель, обучал нас своим примером. Он был предан своему делу, работоспособен, требователен к качеству пения, и при этом мягок, тактичен, обладал прекрасным чувством юмора — исподволь Крылов транслировал всё это хористам.
Ведь прошло уже 20 лет, как Александр Иванович ушёл, но у всех нас чувство, что он всё время рядом. Такой мощный заряд добра, любви, уважения, дружбы оставил этот Человек! Передал нам, хористам, нашим слушателям, нашим семьям и детям интерес к Музыке.