Ирина Авдеева: как правильно подготовиться и успешно сдать сессию
Как известно, некоторые студенты готовятся к сдаче экзамена в последнюю ночь, перед тем проведя полчаса у форточки, призывая шару. Кто-то пишет шпаргалки, полагая, что в голове останется весь материал, кто-то ищет друга, чтобы благодаря средствам связи сдать экзамен, другие старательно зубрят. Но есть несколько простых правил, которые существенно облегчат процесс запоминания. Как правильно подготовиться и успешно сдать сессию, рассказала проректор по внеучебной работе и общественным коммуникациям СевГУ, кандидат психологических наук Ирина Авдеева. Коммуникация Срочно наладить отношения с преподавателями! Совет шутливый, но точно поможет. Если в силу объективных причин вы не успели тесно пообщаться с педагогом, надо быстро восстановить все контакты и взаимосвязи и обязательно наладить хорошие отношения с тем, кто давал вам знания. Самоорганизация Не стоит надеяться на последнюю ночь, возможности человеческой памяти небезграничны. Быстро освоить большие объемы информации можно, но ненадолго, хотя, конечно у студентов есть свои базовые установки — в приоритете сдать экзамен или зачет. На счет того чтобы удержать информацию — это уже следующий уровень приоритетов. Можно освоить много информации, но не сплошным потоком. Советую в диагональном режиме рассмотреть содержание, выделить ключевые точки и пять-восемь ключевых содержательных блоков понять тезисно. Если есть понимание, можно удержаться на плаву в беседе. Тестирование Мне больше импонируют традиционные варианты экзаменов, когда можно общением, подходом и эрудицией скомпенсировать непонимание или пробелы. Тестирование в этом плане имеет ограничения, но с тестами тоже можно хорошо справляться. Как правило, тесты структурированы по сложности, поэтому не имеет смысла сразу браться за сложные задания. Лучше сосредоточиться на легких и просто обеспечить объем выполненных заданий. А дальше, если останется время, переходить к сложным вопросам. В ситуации тестирования ребята часто теряются, допускают небрежности в работе с бланками, это понижает балл. Нужно быть собранным, аккуратным и очень внимательным. Отвлечься от переживаний, оставить их на потом и выложиться по максимуму. Сколько времени надо отвести на подготовку к экзамену? Это индивидуально, зависит от содержания предмета и когнитивных возможностей. Надеяться на то, что удастся быстро все запомнить, не приходится. Я бы советовала, если впервые видишь программу, определиться с ключевыми моментами, сосредоточиться на понимании базовых тезисов, а конкретику дорабатывать по мере возможности. Есть ли специальные психологические приемы при подготовке к экзаменам? Есть базовые советы. Вариант — «книга под подушкой» — замечательный, смешной и успокоительный точки зрения психологии. Энергия не тратится на тревогу, а идет на когнитивную деятельность. Это в чистом виде психотерапия. Читать учебник перед сном — хороший, давно известный вариант. Однако читать нужно особым образом: не просто прогнать максимум текста перед глазами. Чтение должно быть осознанным, тогда во сне мозг поработает, структурирует связи. Если говорить об интенсивной подготовке в течение нескольких дней, нужно учесть, что мозг хорошо работает, запоминает и структурирует информацию в режиме переключения. Периоды восприятия информации должны сменяться периодами отключения от нее, мозг должен поработать над тем, что получил. В это время нужно передохнуть, отключиться на полчаса-час, почитать фантастику, сделать пару-тройку упражнений, потом работать вновь. Хорошо чередовать деятельность, ориентированную на использование левого и правого полушария: если готовишься к математике, то перемежаешь подготовку творчеством, хоть рисуй, хоть песни пой. Не стоит готовиться параллельно к двум экзаменам, даже если она разноплановые. В каждом предмете своя структура. Параллельно учиться по нескольким предметам можно, так составлены программы и расписания, но готовиться лучше погружением в один предмет. Психологическая модальность В процессе подготовки важно опираться на свою психологическую модальность. Работа в своей модальности позволяет мозгу воспринимать и запоминать информацию без серьезной многоэтапной переработки и быстрее ее закреплять. Если вы визуал — человек у которого хорошо работает зрительная память — пишите. Аудиалу лучше читать, проговаривая вслух ключевые моменты, причем под фоновую музыку, потому что звуковые сигналы активизируют работу мозга. Работа в информационном монорежиме — только чтение или слушание — утомляет и усыпляет, а фоновые раздражители поддерживают мозг в состоянии активности. Кинестетикам лучше ходить, движениями рук сопровождая запоминание. Подкреплять информацию комфортными видами активности. Сон Спать можно дробно, но не менее трех-четырех часов за один прием. Вечером почитал, потом поспал, встал часа в три ночи, подучил немножечко, потом еще поспал. Но это вариант экстремальный и только на время сессии. Дробный вариант сна позволяет увеличить время способности к восприятию. Еда Не переедать, а то силы организма уйдут на переваривание пищи, а не информации. Есть немного, но часто. Лучше сдавать экзамен в первых рядах или тянуть до последнего? Это индивидуально. Если тянешь до последнего, можно еще что-то повторить, но нарастает напряжение, и тут нужно выбирать. В первых рядах хорошо — сдал, выдохнул и начинаешь готовиться к следующему экзамену. Нужно давать себе день перерыва после сдачи экзамена? Если есть возможность, то да, но если следующий экзамен через два дня, то тут уже надо смотреть, рисковать ли днем. Тем, кто не успел подготовиться в течение семестра, я не советую ориентироваться на длительные паузы после экзаменов. Необходим разумный интенсив с дробным режимом нагрузок. Можно ли на экзамене подстроиться под ритм преподавателя? Это самый главный совет! Преподаватель тоже должен получить удовольствие от общения с вами. С этим настроем и надо идти. Преподаватели на экзамене испытывают серьезные перегрузки, выслушивая в экспертном режиме все, что преподносят партнеры по учебной деятельности. Поэтому думаем не только о себе, но и о настроении, впечатлении и перегрузках преподавателя. Если вам удастся стать союзниками, это повысит шансы получить хороший результат. Стоит ли перед экзаменом принимать успокоительные средства, например валерьянку? Почему нет, эффект плацебо хорошо срабатывает. Можно выпить ромашковый или мятный чай, травяную успокоительную настойку. Но никаких серьезных препаратов, чтобы не затормозиться. Есть закон психологии: когда взаимодействуют два субъекта, всегда происходит взаимная трансляция эмоциональных состояний. Если вы идете на экзамен в состоянии тревоги, агрессии, обиды, страха или каких-то других отрицательных эмоций вы это транслируете преподавателю. Не имеет смысла ожидать позитивного ответа на подобный вброс на уровне подсознаня. Настройтесь на победу, хороший результат, осознайте, что в процессе подготовки сделали все возможное и готовы общаться в дружелюбном режиме. На экзамен как на праздник! Стоит ли пользоваться шпаргалками? Шпаргалки очень хороши до экзамена. Когда делается шпаргалка, структурируется информация, особенно хорошо, если ее делают ленивые студенты. По сути шпора — краткий и емкий опорный конспект — великолепно укладывает в голове смысловые базисные блоки, о которых я говорила в самом начале. На самом экзамене шпаргалка только отвлекает внимание. [heading color="#808080" style_color="#4184C2" align="left" width="95" size="12" margin="0"]Информационный центр СевГУ [/heading]
Партнёр:
Севастопольский государственный университет