На кафедре философии прошел научно-методический семинар на тему «Особенности современного этапа развития науки»

Кафедра философии провела очередной научно-методический семинар на тему «Особенности современного этапа развития науки». В работе семинара приняли участие к.и.н, старший преподаватель Рамазан Газимагомедов, к.и.н., доцент Шамиль Шамхалов, к.и.н., старший преподаватель Рамила Ремиханова,...

Кафедра философии провела очередной научно-методический семинар на тему «Особенности современного этапа развития науки». В работе семинара приняли участие к.и.н, старший преподаватель Рамазан Газимагомедов, к.и.н., доцент Шамиль Шамхалов, к.и.н., старший преподаватель Рамила Ремиханова, студенты строительного факультета и магистерской подготовки.С докладом по теме научно-методического семинара выступила к.ф.н., доцент Дагмара Шихалиева, которая достаточно глубоко остановилась на особенностях современного этапа развития науки. В частности, она отметила, что объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты начинают определять характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Саморазвивающиеся системы характеризуются кооперативными эффектами, принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, оно включается в систему и тем самым видоизменяет каждый раз поле ее возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными комплексами возможностей. Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности через развитие современной космологии, разработку идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики. Синергетика возникла в 1960-х гг. как физико-математическая теория так называемых диссипативных систем, то есть систем открытых, взаимодействующих с окружающей средой и сохраняющих свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Начало ей положили работы И. Пригожина (Бельгия), а название «синергетика» дал Г. Хакен (Германия). Были обнаружены универсальные свойства и закономерности самоорганизации, имеющие место в самых разнообразных системах. Синергетика, по мнению сторонников общей теории систем, превращается в междисциплинарное научное направление, которое становится источником философско-методологических выводов и обобщений. Идеи эволюции и историзма становятся основой синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках. С идеалом строения теории как аксиоматически дедуктивной системы конкурируют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы. Аппроксимация (от лат. approximare - приближаться) - приближенное выражение каких-либо величин через другие, более известные величины. Процессы аппроксимации приобрели особо актуальное значение в связи с ростом числа исследований сложных систем. Аппроксимированная модель - упрощенная модель какой-либо сложной системы. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, системы человек-машина. Объяснение и описание «человекоразмерных» объектов предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений. Возникает необходимость учитывать связь внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера, решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. На современном этапе постнеклассической науки возникли новые предпосылки формирования единой научной картины мира. За основу берутся принципы универсального эволюционизма, объединяющие идеи системного и эволюционного подходов. В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждение как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке XX века: теория нестационарной Вселенной, теория самоорганизации (синергетика), теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепции биосферы и ноосферы.С важным дополнением по данной теме на семинаре выступил к.и.н., Рамазан Газимагомедов. Обсуждаемая проблема вызвала большой интерес у студентов и магистрантов, они задали большое количество вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы. Семинар прошел на высоком уровне, модератор Дагмара Шихалиева поблагодарила всех за участие на семинаре.

http://dstu.ru/novosti-universiteta/podrobnee/article/na-kafedre-filosofii-proshel-nauchno-metodicheskii-semin-2/


Партнёр: Дагестанский государственный технический университет