Ректоры частных вузов обсудили аккредитацию с Госдумой и Рособрнадзором

12 октября 2018 года в Государственной Думе РФ состоялось заседание экспертного совета по негосударственному образованию и государственно-частному партнерству в сфере образования при комитете Госдумы по образованию и науке.

Основной темой заседания стало совершенствование процедуры контроля и аккредитации. Во встрече приняли участие первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, ректор Российского нового университета (РосНОУ), председатель Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) Владимир Зернов, ректор Регионального открытого социального института (РОСИ) Владимир Петров, ректор Института управления, бизнеса и права (ИУБиП) Имран Акперов и другие ректоры вузов.

— Рособрнадзор закончил проверку сектора и сейчас доволен качеством преподавания в негосударственных вузах, — отметил руководитель ведомства Сергей Кравцов. — Однако теперь экспертам предстоит решить проблему повышения качества аккредитации — существующая процедура несовершенна и требует доработки.

— С 2013 года аккредитацию получают не университеты, а направления подготовки, — отметил Сергей Сергеевич. — Мы перешли от оценки вуза как организации к оценке образовательных программ, реализуемых в вузе. Мы оставили эффективную часть негосударственного сектора, и доверие к частным вузам, прошедшим все необходимые процедуры, сейчас куда выше, чем пять лет назад. Сейчас важно понять, каким будет наш следующий шаг и когда настанет время его сделать. Никаких конкретных решений пока не принято, однако третий этап, этап гарантии качества, должен наступить в ближайшее время. На этом этапе каждому студенту в любом вузе мы будем давать качественное образование. Сейчас, к сожалению, мы не можем сказать, что все его получают — существуют проблемы с преподавателями, с материально-технической базой, с учебно-методическим обеспечением, а также с взаимодействием вузов с рынком труда.

Аккредитация программы — это, прежде всего, показатель её качества, соответствия федеральным стандартам. Более подробно рассматриваются учебные планы, в том числе индивидуальные, расписания, документы об итоговой аттестации, практике студентов, численности ППС. Многие вузы хотят, чтобы аккредитацию проводили эксперты от вузовского сообщества, а не инспекторы Рообрнадзора. Однако предоставлять экспертов мало кто желает — эта работа связана с большим количество поездок по регионам и отнимает очень много времени.

Первая проблема, которую мы хотим решить — избыточный перечень предоставляемых документов, возможно, перевод их части в электронный формат. Мы готовы запрашивать данные у информационных систем, которые заполняют вузы (ФИС Приёма и ФРДО), даже данные с сайтов вузов, при условии, что мы будем знать, кто несёт ответственность за их достоверность.

Олег Смолин поддержал будущие изменения в системе аккредитации и внёс свои предложения:

— Благодарю Сергея Сергеевича за то, что он нашёл время встретиться с нами, и надеюсь, что подобные встречи будут регулярными, — сказал Олег Николаевич. — Мы поддержим внесённый в Госдуму проект, касающийся изменений в процедурах лицензирования и аккредитации, но с одной оговоркой: хотелось бы, чтобы движение в сторону оценки реального качества образования сопровождалось сокращением количества проверяемых документов и других формальных показателей. Мы попросим Рособрнадзор делегировать своего представителя в нашу рабочую группу по нормативам, связанным с электронным обучением.

Владимир Зернов подчеркнул, что усовершенствованная процедура аккредитации должна учитывать тренды образования:

— Нынешняя процедура аккредитации не устраивает ни Рособрнадзор, ни вузы, и все согласны, что её нужно совершенствовать, — заявил Владимир Алексеевич. — Как это сделать, нужно спросить у экспертов, проректоров по учебной работе, тех, кто непосредственно занимается образовательной деятельностью. Понятно, что быстро такие задачи не решить, тем более что нужно учесть, например, применение в вузе дистанционного обучения, онлайн-курсов. Ясно, что это направление будет развиваться, прогресс остановить невозможно, но вопрос требует пристального изучения. И нужно обязательно к изданию лекций привлекать не только столичных ректоров, но и талантливых преподавателей со всей страны. В качестве примера приведу Льва Ландау, который, находясь в Харькове, построил лучшую в мире школу теоретической физики.

Также перед участниками заседания экспертного совета выступили Владимир Николаевич Петров с докладом о качестве образования и совершенствовании процедуры контроля и аккредитации и Имран Гурруевич Акперов с докладом о развитии государственно-частного партнёрства в сфере образования.

— Настало время создать эффективный правовой механизм для реализации проектов в рамках государственно-частного партнёрства в сфере образования. Нужно определить статус субъектов ГЧП, виды его форм и моделей, налоговый и имущественный режимы. Сейчас существует два федеральных закона — Закон о концессии и Закон о государственно-частном партнёрстве — и для повышения эффективности ГЧП необходимо разрабатывать и принимать подзаконные акты, которые был регулировали сотрудничество в социальной сфере.

Необходим единый понятийно-инструментальный аппарат, чтобы улучшить межведомственную координацию. Зачастую сложный и громоздкий характер базового законодательства не позволяет доводить до реализации конкретные проекты, вследствие чего внебюджетные средства в социальной сфере составляют всего 2 %.

Акперов Имран Гурруевич, ректор Института управления, бизнеса и права


Партнёр: Российский новый университет