Высокое национальное и международное признание университета с ясной перспективой на будущее исходит от истоков его происхождения, становления, развития и сохранения традиций в течение многих десятилетий. Взгляд в прошлое открывает исторически интересную и неповторимую перспективу на первоначальные научные связи между Дрезденом и Санкт-Петербургом, так как учреждения, предшествующие Техническому университету Дрездена и Санкт-Петербургскому государственному технологическому институту, были основаны в одном и том же 1828 году 190 лет назад.
«Науки, и, в частности, технология, добились в новейшее время таких больших успехов и потребности жизни настолько расширились, что сейчас представляется уместным позаботиться об воспитании и необходимом расширении основательных практических знаний и навыков и учредить для этого учебное заведение под административной ответственностью земли», – так констатировал его Превосходительство, министр культуры правительства земли Саксония, Детлеф Граф фон Айнзидель (1773-1861), в честь торжества по случаю открытия Технического учебного заведения в Дрездене 1 мая 1828 года. Этим была подчеркнута значимость химической технологии того времени с её жизненно необходимой функцией для науки, промышленного производства и экономики не только в Саксонии, но и за её пределами.
Несколько месяцев спустя, а именно 13 августа 1828 года, министр финансов Российской империи, Егор Францевич Канкрин (Георг Людвиг) (1774-1845), русский государственный деятель и экономист немецкого происхождения, внес в Комитет министров предложение об учреждении в Санкт-Петербурге Практического Технологического института. И уже 28 ноября 1828 последовал Указ Царя Николая I: «Желая споспешествовать распространениюи прочному устройству мануфактурной промышленности в Империи Нашей, признали Мы за благо учредить в Санкт-Петербурге Практический Технологический институт…Первой целью Практического Технологического института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и частями оных». Согласно этому Высочайшему повелению должен был быть удовлетворён спрос в компетентных специалистах для бурно развивающейся химической технологии и солидного промышленного развития Российской империи, понимая, что именно при системе протекционизма особенно важно поднятие общего технического образования в стране.
Сегодня нужно отдать должное мудрости и дальновидности учредителям обоих учебных заведений, потому что специалисты, вышедшие из стен Технического университета Дрездена и Санкт-Петербургского государственного технологического института или «Техноложки», как его нежно называют преподаватели, сотрудники и студенты, обладают высокой репутацией как в своих странах, так и за рубежом. Техническому университету Дрездена был в недавнем прошлом присуждён титул «Ведущего университета» Германии, что доказывает его лидерство в различных областях науки и техники. СПбГТИ(ТУ) сумел вопреки всевозможным общественным и социальным переломам в России пронести величайшие традиции химико-технологического образования подрастающего поколения до наших дней, принимая активное участие во многих новых научно-технических разработках. Оба университета могут гордиться множеством выдающихся ученых и педагогов, которые владели наряду с новаторскими открытиями также способностью воодушевлять будущих выпускников для их последующей профессии и подготавливать высококлассных специалистов для своих стран.
Сегодня широко известны Дрезденские исследователи и преподаватели высшей школы: инженер Андреас Шуберт (1808-1870), конструктор пароходов и первого паровоза „Saxonia“, химик-аналитик Вальтер Хемпель (1851-1916), создатель газоаналитических измерительных приборов для технического газового анализа, физик Рихард Мольер (1863-1935), пионер технического учения о теплоте, фотохимик Роберт Лютер (1868-1945), основатель фотографической химии и научно-фотографического института в Дрездене в 1908 году, или химик-технолог Рихард Мюллер(1903-1999), первооткрыватель силикона. С другой стороны, такие имена петербургских химиков и технологов как Герман Иванович Гесс (1802-1850), основатель термохимии, Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907), русский первооткрыватель Периодической системы химических элементов, Фёдор Фёдорович Бейльштейн (1838-1906), автор и первый издатель «Справочника по Органической химии» или Сергей Васильевич Лебедев (1874-1934), изобретатель технического синтеза каучука, относятся к плеяде выдающихся ученых и технических элит России.
В ходе многих десятилетий со времени основания обоих университетов и по сегодняшний день существовали разнообразные, професиональные и личные контакты между преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами различных научных отраслей и направлений. На 175-ом году существования Технического университета Дрездена и СПбГТИ(ТУ) на основании интенсивно развившихся научных контактов был подписан договор о научно-техническом сотрудничестве, который способствовал в течение последующих лет существенному расширению и углублению кооперации в области технического, экономического, социального и гуманитарного образования и совместных научных исследований между вузами. При подписании договора бывшие ректоры университетов, профессор Герман Кокенге (1949-2014) и профессор Анатолий Сергеевич Дудырев, были едины в том, что нужно и в дальнейшем создавать все условия для укрепления возведенного моста между обоими университетами чтобы справится с технологическими вызовами будущего, в частности, в связи с развитием постиндустриальных способов производства, нацеленных на применение информационных и наукоёмких технологий, а также на энергоэффективность, энерго- и ресурсосбережение.
Одним из примеров осуществления намеченных планов может послужить действующий проект под руководством ведущего научного сотрудника Владимира Петровича Решетиловского, профессора Дрезденского Технического университета. Целью проекта, в котором задействованы молодые учёные, аспиранты и магистранты Техноложки, является научно-техническая разработка процесса непрерывного производства биодизельного топлива из возобновляемых биоресурсов в микрореакторах. Хочется пожелать научному коллективу успешного достижения поставленных целей, что непременно послужит дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества между университетами-ровесниками.
На фото аспирант второго года обучения Александр Пилипенко и руководитель международного проекта д.х.н. профессор В.П. Решетиловский во время опыта у установки с микрореактором.
Е.С. Боровинская