Скоро учителя будут ограничением для своих учеников, — Максим Евстигнеев

Скоро учителя будут ограничением для своих учеников, — Максим Евстигнеев
О «цифровом поколении» и том, как менять учебную программу, — в интервью с биофизиком мирового уровня, проректором СевГУ Максимом Евстигнеевым. Уже в этом году школу оканчивают дети, практические выросшие с мобильными телефонами и гаджетами в руках. Через три-четыре года процесс приобретет лавинообразный характер, в вузах столкнутся преподаватели и студенты, мыслящие абсолютно по-разному. При этом окажется, что молодое поколение в чём-то более готово к вызовам современного мира, чем наставники. О том, как на эти вызовы отвечает наша высшая школа, мы поговорили с проректором СевГУ по научной работе и инновационной деятельности Максимом Евстигнеевым. — Мир входит в четвёртую промышленную революцию и цифровую эпоху. В этих условиях специалисты практически всех профилей должны уметь мыслить цифровыми категориями. Готовясь принять «цифровое поколение», мы в Севастопольском госуниверситете перестраиваем и модернизируем образовательные программы. В частности, запускаем сквозной образовательный курс с условным названием «Цифровое проектирование», причём не только на технических, но и на некоторых гуманитарных направлениях. У нашего поколения аналоговое мышление, воспитанное на линейных приборах и чтении книжек. Современные специалисты должны уметь «разложить» объект проектирования на много разных процессов и все их параллельно смоделировать в компьютере. Человек так не может — он мыслит последовательно, а компьютер позволяет всё запараллелить. Поэтому время и стоимость проектирования резко сокращаются. — Можно пояснить на конкретном примере? — Например, судно. Типовое КБ создаёт сначала основные технические решения, потом занимается общесудовым проектированием, потом проектированием электрики и так далее. В какой-то момент выясняется, что разместить двигатель в тех габаритах, которые были заданы на первом этапе, невозможно. Приходится возвращаться на первый этап и перепроектировать основные технические решения. Опять что-то не получилось — снова возвращаются назад. В современных условиях все процессы можно проектировать одновременно. Представьте себе компьютер, в котором одновременно работают четыре группы специалистов: электрики, энергетики, общесудовые инженеры и навигация. Допустим, кто-то что-то поменял, это видят три остальных группы — и тоже вносят изменения. Это и есть цифровое проектирование. Такого не может быть при человеческом проектировании, наше мышление этого не позволяет. — А зачем эти навыки гуманитариям? — В эпохе, в которую мы сейчас входим, нет разделения, которое существовало раньше: на технологии и гуманитаристику. Мир, в который мы входим, это жёсткое переплетение. Например, важно спроектировать мобильный телефон так, чтобы он был полностью адаптирован под организм человека, но при этом маркетингово привлекательным. То есть инженер должен мыслить гуманитарными категориями: технологиями социума, индивидуального человека. Он должен знать экологию, психологию и так далее. Мы должны внедрить блок цифрового проектирования и гуманитариям тоже, чтобы, когда у них возникнет задача помочь инженерам спроектировать какую-то технологическую среду, они могли разговаривать с ними на одном языке — цифрового проектирования. Я бы это назвал цифровым мышлением. — Сейчас в мире много людей уже обладает цифровым мышлением? — Да, и яркий пример такого мышления — наши дети, играющие в Minecraft. Как они оперируют мобильным телефоном уже в четыре года! Никто из нас с такой скоростью соображать, скачивать приложения и быстро в них разбираться не может. — Сегодняшние выпускники школ обладают цифровым мышлением? — В принципе, да. Но, скорее, это ученики 8–9-х классов, на которых уже массово «напала» технология мобильных телефонов. Четыре-пять лет — и это будут уже «цифровые дети». Мы, преподаватели, будем их ограничивать, если не поменяем учебную программу. Поэтому учебный процесс нужно заново перестраивать. Лидер направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков однажды сказал, что будущее всего мира — в детях, играющих в Minecraft. Умение мыслить в трёхмерном пространстве — это то, что есть у детей, и то, чего нет у нас. В этом смысле программы по цифровому проектированию, которые мы вводим, позволят <развивать> цифровое инженерное мышление новым студентам. — Как и на каких направлениях будет вводиться курс цифрового проектирования? — Я бы хотел, чтобы мы отработали год на основе приоритетных пилотных магистерских программ Национальной технической инициативы. Там мы можем экспериментировать. Таких программ у нас пока четыре: «Маринет» (проектирование беспилотных судов), «Энерджинет» (новая энергетика), «Умный город» и «Эконет». В перспективе я бы хотел, чтобы на 1–2-й курс студенты осваивали бы общецифровое проектирование, а с 3-го курса — специализированное проектирование. — Магистранты «Энерджинет» и «Маринет» уже заканчивают первый курс. А что собой представляют направления «Умный город» и «Эконет»? — «Умный город» — это направление в рамках приоритетного проекта, который в настоящее время существует в Севастополе. Заключено концессионное соглашение с инвестором, АО «Швабе», которое инвестирует в Севастополь и должно оборудовать его системами «умный город». Они включают в себя автоматизированный контроль ЖКХ, транспортных потоков и так далее. Это «умные» светофоры, это «умные» остановки и много других компонентов. Первые подсистемы «умного города» должны быть запущены уже через полтора года. — Студенты успеют принять участие в проектировании этих подсистем? — Заказ, который был сформулирован АО «Швабе» для СевГУ, — подготовить специалистов, которые умеют понимать городскую среду. Чтобы знать, к примеру, как оформить «умные» остановки. Если рядом Исторический бульвар, здесь не должно быть никаких технологизированных вещей, элемент «умного города» должен гармонично сочетаться с историей города. А вот рядом с СевГУ можно поставить высокотехнологичную остановку, потому что мы технологический университет. Важно не только умение проектировать эти системы в контексте города, но и способность оценивать финансовый аспект. Любой инженер должен обладать компетенцией с элементами управления, маркетинга, менеджмента, это принципиальная составляющая этой образовательной программы. В конечном счёте это бизнес. — А что такое «Эконет»? — Это интеллектуальная экология. Во всех вопросах, связанных с экологическими изысканиями, без таких вещей как big data (большие данные) и искусственный интеллект уже не обойтись. Потому что эколог должен уметь оперировать колоссальными объёмами данных: данными со спутника, судовыми наблюдениями, стационарными береговыми наблюдениями, метеоданными. Всё это заполняется в общую модель. Фактически студенты, которых мы готовим, будут уметь полностью проектировать и организовать экспедицию не только с точки зрения комплексных исследований, но и с точки зрения ресурсов, в том числе финансовых. Современный учёный-эколог должен мыслить этими категориями. Такого не даётся ни на одной кафедре экологии в стране. В начале 2020 года, когда мы спустим со стапелей наше научно-исследовательское судно «Пионер-М», студенты придут на него со своим собственным планом деятельности. Они проведут экспедицию и потом отчитаются перед общественностью. Источник: ForPost

Партнёр: Севастопольский государственный университет