На ИТ-факультете разработали систему для проведения лингвистических ассоциативных экспериментов

Дмитрий Матвеев, выпускник факультета информационных технологий Московского Политеха, разработал информационно-аналитическую систему, которая поможет психолингвистам проводить экспериментальные исследования. С помощью лингвистического ассоциативного эксперимента определяется ассоциативная структура речи. Для исследования слова делятся на две категории: стимул (главное слово) и реакция (ассоциации, которое оно вызывает в памяти). На один стимул может существовать целая цепочка реакций. Разные испытуемые на один стимул могут привести разные слова-реакции. Это могут быть как фонетические ассоциации (сыр – тир, мир) и ассоциации, связанные со словообразованием (сырой – сыреть, отсыреть), так и смысловые и лексические связи (олень – сохатый). Таким образом, с помощью ассоциативного эксперимента можно получить объективные данные о различных аспектах отражения языкового сознания. Разработка выпускника ИТ-факультета представляет собой программу, с помощью которой можно найти ассоциативный ряд любого слова, характерный для определенного региона России. Работа по созданию интерфейса велась при поддержке двух грантов Российского гуманитарного научного фонда, общая направленность – изучение особенностей межкультурного и межнационального взаимодействия в России. «Я работал по направлению “Изучение лингвистических особенностей русского и национального населения в республиках Коми, Татарстане, Бурятии, Якутии и части Крыма”, – рассказывает Дмитрий. – Первая задача состояла в том, чтобы выявить «опасные» слова, которые в разных регионах понимаются по-разному и могут стать потенциальными источниками конфликта. Вторая задача – определить общие признаки сознания той или иной группы». Выпускник Московского Политеха разработал программное обеспечение для исследований. Система, созданная Дмитрием, может автоматизировать рутинные операции, визуализировать результаты и сравнивать их. Пользователь программы может выбрать любое слово и найти множество ассоциаций к нему. Кроме того, ему доступен ряд других параметров: пол, возраст, язык, время сдачи эксперимента. «В этом варианте выводится список слов и частота употребления. Другие функции системы – отображение результатов в виде «паука» и сравнение двух стимулов и их результатов», – отмечает Дмитрий. Ассоциативные эксперименты распространены не только в психологических исследованиях, но и в политических технологиях, образовании, бизнесе и маркетинге. Ассоциативные ряды слов можно использовать для адекватного подбора рекламных материалов. «Например, компании по производству кофе нужно сделать рекламу для определенного региона России. Они заводят в поисковик сайта слово «кофе», выбирают регион, предположим, Удмуртская Республика, и видят, что здесь чаще всего слово «кофе» ассоциируют с теплом, книгой, новым годом, сладким и т.д. Исходя из этого они могут снять рекламу, базируясь на подсознательных желаниях клиента. Это позволит повысить продажи», – рассказывает выпускник. Сейчас системой могут пользоваться только те, у кого есть логин и пароль: психолингвисты ИЯ РАН и те, кому они дадут доступ. В дальнейших планах Дмитрия добавить в систему функции сравнения, провести ассоциативные эксперименты в других регионах, автоматизировать функции, которые сейчас выполняются вручную: лемматизация (процесс приведения словоформы к лемме — её словарной форме, например, «университетов» – «университет»), категоризация и составление списка стимулов для эксперимента. «Через несколько лет работы моя система может развиться в интерфейсы нейрокоммуникации с машинами и интернетом вещей (IoT), – рассказывает выпускник. – Также эта работа может быть тесно взаимосвязана с моделированием сознания, которое может быть использовано для создания искусственных интеллектов по шаблону среднестатистического человека».
Партнёр: Московский политехнический университет