Аспиранты кафедры дефектологии и возрастной физиологии ТюмГУ прошли стажировку в Германии

В рамках реализации проекта TEMPUS IV/VI «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» в июне 2016 года состоялась двухнедельная стажировка аспирантов кафедры дефектологии и возрастной физиологии ТюмГУ Кирилла Рейта и Кюнель Мамедовой в Фондовом университете г. Хильдесхайма (Германия). Целью стажировки было развитие компетенций в сфере исследований инклюзивного образования, презентация результатов исследований и, конечно, изучение опыта инклюзии в ФРГ. Участниками стажировки были молодые исследователи из России, Беларуси, Украины. «О стажировке в Германии нам сообщили еще осенью 2015-го. С того момента началась основательная подготовка: написание статьи, формирование пакета документов, "натаскивание" немецкого языка, – рассказывает Кирилл Рейт. – В течение полугода желание поехать только крепло! Хотелось посмотреть, как же всё-таки учат в Европе и что такое стажировка? Также важным для меня было познакомиться с коллегами "по цеху"». Знакомство с университетом Хильдесхайма Кирилл и Кюнель начали с вузовской библиотеки. Оба отметили, что большим ее отличием от наших является самостоятельность: студенты могут сами по коду книги в электронном каталоге определять их местонахождение в библиотеке, а затем самостоятельно брать их с полок и работать с ними. Затем в рамках научной конференции аспиранты презентовали свои научные разработки. В составе интернациональных групп они сравнивали подходы к решению некоторых вопросов, обменялись находками и опытом в научной деятельности с коллегами из России, Беларуси, Украины, Канады, Польши и Китая. Важным моментом стажировки стало посещение двух школ: начальной школы для мигрантов и специализированной школы для детей с трудным поведением. Как рассказала Кюнель Мамедова, дети-мигранты первое время обучаются в отдельных классах до тех пор, пока не достигнут нужного языкового уровня, после чего они могут учиться в обычном классе. «Период обучения в начальной школе не ограничен жесткими рамками, например, ребенок может повторить год обучения в каком-либо классе еще раз либо «перескочить» класс, если очень сообразительный и успевает за программой. Самое главное, что это не принимается так, будто ребенок остался на второй год, это абсолютно обычная, нормальная практика», – говорит Кюнель. Она также отметила большую заинтересованность педагогов в том, что они делают, и то, что их труд достойно оплачивается, что позволяет учителям заниматься исключительно педагогической деятельностью. Рассказывая о второй школе – для детей с трудным поведением, аспирантка обратила внимание, что в ней было все аналогично за исключением того, что это школа-интернат, где детей оставляют на неделю, на месяц. Но внимания им хватает: на каждого ученика по 2 педагогических работника. Кроме того, директор школы избрал особый подход к организации педагогической деятельности: главное – это восстановить психологический, эмоциональный фон ребенка, а не научить ребенка предмету. В связи с этим один учитель работает с определенной группой детей до 8-го класса и ведет все дисциплины. «У меня сложилось ощущение, что научные разработки у них – это не открытие принципиально чего-то нового, а изменение отношения, изменение взгляда на вещи. Если и нужно чему-то поучиться, то только этому, остальное у нас уже все есть», – говорит Кюнель. Самым же полезным опытом для аспирантов стала индивидуальная консультация гуру инклюзивного образования – президента Международной академии гуманизации образования, профессора Фондового университета и научного руководителя проекта TEMPUS Ольги Грауманн и изучение литературы по теме исследования в библиотеке Фондового университета. «Книг десять книг точно отразятся в моей диссертации», – признался Кирилл. Стоит отметить, что стажировка – это не только научная работа. Удавалось выкраивать время и на свободное общение, и на путешествия. После стажировки у ребят появилось огромное разнообразие впечатлений, номера телефонов новых друзей-аспирантов, желание работать ещё глубже над диссертацией и… желание ещё раз приехать в Хильдесхайм! Источник: Управление информационной политики ТюмГУ
Партнёр: Тюменский государственный университет