В Тайный архив — на полгода!

На стажировке по изучению средневековых латиноязычных грамот Немецкого ордена в Берлинском университете находится преподаватель кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков ТюмГУ Дмитрий Байдуж. Его работа в качестве стипендиата DAAD продлится в Германии полгода.

-Дмитрий, что является предметом вашего изучения?

-В поездке по программе «Иммануил Кант» я работаю над исследовательским и публикаторским проектом об иконографии печатей официалов Немецкого ордена в средние века, хранящихся в государственном Тайном архиве Прусского культурного наследия. Формально курирует мою работу профессор кафедры истории средних веков Института истории Свободного университета Берлина Матиас Тумзер. В его семинаре вместе занимаются студенты и докторанты из самых разных стран, в том числе из Израиля, Китая, Боснии. Здесь комфортно всем, а академический уровень просто высочайший. Все оптимизировано для научной работы, в которую вливаешься сразу же, и нет таких барьеров между студентами и преподавателями.

-Тайный архив легко отрывает вам свои тайны?

-«Тайный» - не более чем дань традиции 19 века. Обычный труд историка-медиевиста - долгая, методичная и кропотливая обработка данных нескольких тысяч средневековых орденских документов.

-Студенты и докторанты из других стран, как и вы, занимаются изучением печатей официалов Немецкого ордена в средние века?

-Нет, каждый своей темой, общее лишь то, что все они из области истории и культуры европейского средневековья.

-Что говорят о России ваши немецкие коллеги?

-О России и её гражданах ни единого плохого слова от них не слышал. Здесь вообще считается крайне дурным тоном кого-то обсуждать или негативно отзываться.

-Что вас особенно поражает в Берлинском университете?

-Многое. Например, демократия в жизни вуза. Удивила регулярная сменяемость руководителей, огромные стипендии студентов и зарплаты рядовых преподавателей, роскошнейшие университетские библиотеки, гигантская студенческая столовая с ассортиментом ресторана по низким ценам. Порадовали архивы и библиотеки, куда может прийти каждый, без предъявления дополнительных документов. И взять книг столько, сколько нужно.

-Когда вы поняли, что ваши научные интересы будут связаны со Средними веками?

-Историей и культурой средних веков я начал интересоваться с начальных классов школы, осознанное решение выбрать профессию историка пришло где-то в 10 классе, не без труда победив страсть к авиации. С 1-го курса начал заниматься проблематикой Немецкого ордена, продолжаю до сих пор.

-Грант, по которому вы находитесь в Германии - не первый в вашей жизни?

-В 2004 году у меня был грант федеральной целевой программы «Интеграция», по которому ездил на научную стажировку в Отдел нумизматики Государственного Эрмитажа (г.Санкт-Петербург). Там в архиве удалось отыскать эксклюзивные материалы, в частности, несколько неизвестных на тот момент средневековых грамот. В 2005 году - грант Конкурсного центра фундаментального естествознания, по которому последовала стажировка в Центре гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН (г.Москва).

Потом были научные поездки в университеты Польши (в 2006 году по гранту Польского комитета по делам ЮНЕСКО, а в 2008 г. по гранту «Кассы имени Юзефа Мяновского»).

В ходе этих поездок посчастливилось установить контакты с замечательными людьми. Многие знакомства постепенно переросли в настоящую дружбу. Также удалось открыть для себя и ряд неизвестных средневековых европейских памятников.

-Устремление в далекое прошлое можно расценивать как нежелание видеть настоящее? Что бы вы хотели взять в современный мир из тех времен?

-Интерес к прошлому всегда обусловлен актуальными запросами настоящего. «Бегство от модернизма» в «воображаемое», «сказочное» средневековье характерно, скорее, для обывателей, не слишком знакомых с его реалиями – это время имеет свою мифологию. Интерес науки в ином. Средневековье - слишком обширная и многообразная эпоха, да и реанимировать прошлое – задача неблагодарная, нужно идти вперёд. Впрочем, трудно представить жизнь современных цивилизаций без ряда вещей, имеющих именно средневековое происхождение. Собственно, мы никогда и не прощались полностью со средними веками – каждый последующий век актуализировал и переосмыслял по-новому что-то из их наследия, что отражалось и в ряде культурных практик, именующихся «медиевализмом». Примеры такого рода можно легко найти и в Тюмени наших дней – это и здания, стилизованные под замки, и фестивали исторической реконструкции.

-Где и как вы планируете встретить Новый год?

-Здесь Новый год - несколько вторичный праздник. Более важным считается предшествующее ему Рождество - и католическое, и лютеранское. Скорее всего, поеду к своим друзьям в Польшу. Благо, недалеко. Уж там веселье обеспечено.

-Что бы вы посоветовали людям, желающим заниматься медиевистикой?

-Можно сказать, что это не самый легкий путь, который предполагает, например, необходимость серьёзного изучения языков. Латыни, в первую очередь. Источники находятся, преимущественно, в зарубежных архивах – но это и возможность посмотреть мир не из окна туристического автобуса. Следует помнить и о том, что специалисты по отечественной истории куда больше востребованы в России. Однако, все эти прагматические вещи меркнут перед обаянием этой эпохи, познакомившись с ней ближе, трудно остаться равнодушным. В общем, терпение и труд будут вознаграждены.

Источник:

Управление информационной политики

Ольга Чиркова


Партнёр: Тюменский государственный университет