«Задача частного образования — добиваться максимального результата с минимальными затратами»

18 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования «ММСО: Новая экосистема образования» прошёл круглый стол «Эволюция частного образования в Российской Федерации». В экспертном обсуждении приняли участие ректор Российского нового университета (РосНОУ) В. А. Зернов, ректор Института иностранных языков Э. Ф. Володарская, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова В. Н. Расторгуев, директор Ассоциации некоммерческих образовательных организаций России А. Н. Моисеев, руководитель Объединённого экзаменационного центра Кембриджского университета в России А. А. Володарский, президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России А. Л. Вильсон, ректор Международного юридического института Н. А. Жильцов, директор Института развития образования НИУ ВШЭ И. В. Абанкина. В качестве модератора выступил заведующий лабораторией НИУ ВШЭ, член Общественного совета Министерства образования и науки РФ А. Б. Милкус.

Эксперты сошлись во мнении, что наряду с безусловными достижениями российского частного образования есть ряд проблем, которые необходимо решить для развития сектора. Одна из них: дискриминация по форме учредительства.

— Я считаю, что частный сектор — площадка для инноваций и разработок, которая не должна быть зажатой в тиски, — подчеркнула Ирина Всеволодовна Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. — Важным является вопрос, как распространять лучшие опыты и практики, как внедрять передовые наработки. Необходимы новые форматы партнёрства государственного и частного секторов. Нужно не дискриминировать участников по форме собственности, не возводить искусственные барьеры, а искать пути взаимодействия, соединяя разные функции, которые есть у частного и государственного сегмента. Наши студенты вырастают ориентированными на персонифицированные стратегии, и частное образование создаёт эту вариативность, эти возможности профессионального выбора. И оно может быть воспринято государством. Негосударственному сектору образования, конечно же, следует тесно поработать с Министерством финансов РФ над новыми редакциями бюджетного кодекса, однако это лишь формат. Суть же — партнёрство в области масштабирования и транслирования опытов и практик на заранее оговорённых условиях.

Ректор Международного юридического института Николай Жильцов заявил, что самая острая проблема негосударственных вузов — проблема финансовой устойчивости, которую невозможно решить без государственной поддержки.

— Негосударственным вузам следует определиться, какими они хотят быть, — отметил Николай Александрович. — Путь классического университета без поддержки государства трудноосуществим, мы будем не в состоянии обеспечивать техническую направленность наших университетов. Поэтому многие частные вузы и ушли в гуманитарную сферу — там они с трудом, но справляются. Наш вуз вот уже 25 лет готовит только юристов, и при этом, что называется, работает «в ноль» — наши доходы равны расходам. В таких условиях невозможно думать о развитии, у нас просто нет финансового задела. Именно проблема финансовой устойчивости — одна из главных в негосударственном секторе. Нам нужно прибавлять и в общественной активности, нельзя молча соглашаться с укоренившимся стереотипом о том, что частный вуз — плохой вуз. На законодательном уровне нет никаких проблем, но на «бытовом» мы нередко сталкиваемся с тем, что силовые структуры по неявной команде сверху отказываются брать наших студентов на практику, несмотря на то, что вуз имеет лицензию и госаккредитацию. И с каждым подобным случаем приходится разбираться.

Механизмы взаимодействия государственного и частного образования до сих пор не разработаны. Каким государство хочет видеть частное образование, не понятно. Открываем федеральную целевую программу развития образования — и там нет ни слова о частной высшей школе. Мы периодически поднимаем тему государственно-частного партнёрства, но пока не будет политической воли, с места ничего не сдвинется. Нам не нужны дополнительные структуры, нам нужна грамотно изложенная позиция государства.

С этим согласен и Владимир Алексеевич Зернов. По его словам, во всём мире частное образование расходует средства эффективнее, чем государственное, но в России государство не уделяет достаточного внимания частным вузам.

— Мы стали первыми в космосе не потому, что потратили больше денег, чем наши конкуренты, а потому, что потратили их эффективнее, — подчеркнул Владимир Алексеевич. — И у современного частного образования задача — добиваться максимального результата с минимальными затратами. В мире нет ни одного рейтинга, в котором доля негосударственных вузов была бы меньше 85-90 %, и происходит это по одной причине: эффективность использования ресурсов в частном секторе несравнимо выше. И наши частные вузы не уступают государственным по наукометрическим показателям.

Первое наше предложение: поддерживать качественно работающие вузы. На частные вузы приходится лишь 0,5 % от общего объёма контрольных цифр приёма. Мировой тренд таков: доля инвестиций в негосударственный сектор образования выросла за последние 20 лет с 12 до 40 %. В нашей же стране этот показатель находится на уровне 4–5 %.

Конечно же, необходимо предварительно определить критерии оценки качества. Ими должны стать не столько места в рейтингах, сколько конкретные результаты. Если наш преподаватель, за которым стоят две-три критических технологии, номинируется на премию Абеля и при этом не может пробиться на приём к какому-либо чиновнику, как же нам развивать науку?

Вторая проблема, бьющая по частному сектору — 284 статья Налогового кодекса, ограничивающая долю дохода университета от интеллектуальной собственности 10 процентами. И это при том, что в ведущих вузах мира этот показатель доходит до 70 процентов. В таких условиях ни о каких предпринимательских университетах говорить не приходится. И это при том, что у нас есть целый ряд частных вузов, которые уже давно могут перешагнуть десятипроцентную отметку.

Россия — единственная страна на постсоветском пространстве, где нет программы, регулирующей частное образование. Руководители самых разных уровней неоднократно говорили о важности этой проблемы, однако, к сожалению, пока весь пар уходит в свисток. Необходимо инициировать поправки к закону «Об образовании в РФ», которые бы обеспечивали реальное равноправие государственных и частных вузов, а не носили только декларативный характер, как пункт 11 части 1 статьи 3 этого закона, указывающий на «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».

Подводя итоги круглого стола, Александр Борисович Милкус предложил внести дополнения в экспертный доклад об образовании, чтобы отразить потребности частного сектора:

— Частные вузы являются драйверами развития образования и науки. В ближайшие месяцы будет активно обсуждаться экспертный доклад «12 решений для нового образования», представленный Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики. И мы можем разработать варианты своих дополнений к нему, которые представим общественности и прессе.


Партнёр: Российский новый университет